Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» - футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник «Поверх барьеров» (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека и мира, где трудно отделить искусство от жизни, человека от природы. Единство человека и природы в лирике Б. Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном:
* Февраль. Достать чернил и плакать!
* Писать о феврале навзрыд,
* Пока грохочущая слякоть
* Листвою черною горит.
В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души. Очень важно стихотворение «Сестра моя - жизнь…», давшее название третьей книге поэта. В нем наиболее отчетливо выражено следствие пастернаковского восприятия природы - смещение традиционной иерархии, ощущение равенства всех предметов и существ в ней:
* Оно грандиозней Святого писанья
* И черных от пыли и бурь канапе.
Это стихотворение является концентрированным выражением мироощущения поэта: равенство человека и жизни, человека и мира, мира и жизни приводит к тому, что природа перестает быть к человеку равнодушной: здесь «солнце, садясь, соболезнует мне».
Поэтому природа активно вовлекается Б. Пастернаком в человеческую историю. В стихах 1915-1917 годов появляются «бастующие небеса» и кавалерийские следы на льду - в память о 1905 годе, дух «солдатских бунтов и зарниц» проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным:
* Шли пыльным рынком тучи,
* Как рекруты, за хутор, поутру,
* Брели не час, не век,
* Как пленные австрийцы…
Явления природы приобретают признаки из мира общественных бурь и классовых столкновений. Такое проникновение исторической действительности в природное царство было для Б. Пастернака естественным явлением, потому что природу он видел глазами современного горожанина, который берет с собой на прогулку, наряду с житейской повседневностью, еще и свои политические ассоциации, вовлекая луга и рощи в круг событий, среди которых протекает его жизнь.
Стихи Б. Пастернака вобрали в себя не только личные переживания, но и большое психологическое и философское содержание. Им присуще обостренное чувство жизни, они охватывают Вселенную, время, вечность, переживание чуда творчества. Одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Б. Пастернака - принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Человек и природа в поэзии Пастернака. Поищите еще с сайта похожие.