А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Горький и Бунин как свидетели всех трагических перепитий конца - сочинение




В мыслях И.А Бунина и М.А.Горького о России много общего. Они нашли выражение в публицистических произведениях писателей, каждое из которых имеет форму дневника. Выбрана одна и та же тема - Россия, ее судьба, ее прошлое, настоящее и будущее. Бунин стремился осмыслить события 1917 - 1920 годов в аспекте русской истории, которую новые хозяева не знали, да и не хотели знать, и которую нельзя забывать потомкам. Благо России он мерил "высшей мерой", с позиции человеческой, религиозной. Он мыслил о развитии истинно национальных начал, основанных на ненасилии и культуре. Горький разделял позицию Бунина. Для него революция связана с развитием культуры, это - явление духовное, ведущее к очищению и возрождению человека. Он оценивает Октябрь, прежде всего, с морально-нравственной позиции. Горький, считавший революцию своим детищем, не принимает ее, так как она противоречит гуманистическим идеалам, лежащим в ее основе.

Он убежден, что и формы и методы ее осуществления не соответствуют демократическим принципам, человеческой нравственности, гуманистической морали. Писатели приходят к неожиданному выводу: революция произошла в силу слабости, а не силы народа; она представляет опасность, прежде всего, для самого народа, раздагая его духовно и нравственно. Художников одинаково возмущает жестокость, лживость и низменность нового режима. Они отрицают насилие, террор грабежи, разрушение национального богатства России. Бессмысленное расхищение созданных другими ценностей является фактически ограблением страны, то есть самих себя. Идея большевиков все разрушить до основания и построить новое свободное государство не находит отклика в сердцах И.Бунина и М.Горького. Они сходятся в том, что такое переустройство не может произойти мгновенно.

Бунин считает эту идею утопичной, так как устроители новой жизни не имеют четкого представления, что такое «царство свободы». Можно сказать, что И.Бунин еще в 1918 году четко представлял то, что большевики не принесут ничего хорошего. Все самое доброе, благородное и прекрасное обречено в этом обществе на гибель. Гибель России представляется ему окончательной и бесповоротной. У Бунина отвращение к большевикам носит эстетический характер. Он видит в основе трагизма мира контраст красоты и уродства. Слова писателей звучат как предостережение. Горький обращается к своим современникам, предупреждает о необходимости перемен внутри самого человека, об освобождении личности от всего темного, низкого. В своей книге Бунин обращает мысли к людям будущего.

Трезвое, реалистическое описание в «Окаянных днях» 1918-1919 годов приобретает трагически-пророческий смысл. Бунин предостерегает нас от ошибок современной ему действительности, от нового агитирующего мифа, о том, что история, сделав свой виток, возвращается к старому. Ценно то, что И.Бунин с его чувственным восприятием мира и необыкновенным уменьем передавать увиденное, запечатлел образ России тех дней. Он сделал новый шаг в познании народа, русского национального характера на разломе времен. М.Горький больше исходил из политики, проводимой в России в 1917 году. В «Несвоеременных мыслях» он высказывает свою гражданскую позицию, художник как бы отступает на второй план.

Это не умоляет огромного значения «Несвоевременных мыслей» – нужно отдать должное переданной в книге необыкновенной искренности, мучительной боли, гражданского мужества писателя. Несмотря на то, что происходящее в стране писатели оценивают как стихийное, хаотичное явление, они сохраняют веру в Россию, в ее светлое будущее, хотя оно и представляется весьма далеким и неясным. Несмотря на разницу в культурном уровне, в отношении к жизни, в философских взглядах, любовь к России, тревога и боль за нее, ее народ, позволили писателям-современникам выразить схожее восприятие современной им действительности. Синтаксические структуры пейзажных зарисовок в «Окаянных днях» И.Бунина. Пейзажные зарисовки занимают особое место в дневниковых записях И.А.Бунина. Пейзаж помогает писателю смягчить, очеловечить страшные события 1917 года. Происходящее вокруг не может изменить сущности истинного художника, всю жизнь посвятившего поискам сочетания «прекрасного и вечного».

В «Окаянных днях» И.Бунин прибегает к использованию номинативных предложений, позволяющих сразу же вводить читателя в обстановку действия, способствующих стремительному развитию сюжета. Номинативные предложения – это односоставные предложения субстантивного типа, главный член которых имеет форму именительного падежа и совмещает в себе функцию наименования предмета и идею его существования, бытия. Номинативным предложениям свойственна самостоятельность функционирования. Они не прикреплены к так называемой базовой конструкции.[133] В тексте «Окаянных дней» встречаются подобные синтаксические единицы: Весна. Дождь. Ночь. Три часа. В формирований номинативных предложений основную роль играет семантическая природа имен. Это слова, называющие явления и предметы, поддающиеся наглядно-чувственному восприятию.

К таким предложениям можно отнести названия явлений, действий и состояний, мыслимых во временной протяженности: дождь, холод, тишина; среди таких наименований выделяются слова, прямо указывающие на время: лето, зима, утро, ночь; причем, в тех случаях, когда эти имена называют время неконкретно (например - месяц, год), при оформлении номинативных предложений они конкретизируются.[134] У Бунина такая конкретизация присутствует в предложениях типа: Лето семнадцатого года. Конец марта позапрошлого года. Новый год. Номинативные предложения обычно кратки, но семантически емки и выразительны: На западе облака в золоте. Лужи и еще не растаявший белый, мягкий снег. Могут быть представлены главным членом, в роли которого чаще всего употребляется имя существительное: Ночь. Вечер. В роли главного члена предложения могут выступать количественно- именные сочетания: Три часа. Номинативные предложения являются распространенными, если состоят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного, дополнения: В небе месяц и розовые облака. Тишина, огромные сугробы снега. Грязная темная погода, иногда летает снег. У Бунина номинативное предложение осложнено сравнением, невольно возникающим в его сознании: Опять эти стекловидно-розовые, точно со дна морского, звезды в вечернем воздухе.



 
Распространенные номинативные предложения с согласованным определением, выраженным причастием или причастным оборотом, позволяет автору создать реальную, легко представляемую картину: Просветы в облаках над церковью, углубляющие черноту, звезды, играющие белым блеском. Бунин как признанный мастер художественного слова расширяет смысловое значение называния предметов и явлений, создает миниатюрные зарисовки природы. В другом случае это предложение могло бы звучать так: Просветы в облаках, звезды. Из разновидностей номинативных предложений в «Окаянных днях» наиболее широко представлены бытийные. Их функция заключается в утверждении бытия (наличия, существования) предмета речи (мысли): Перистые облака, порою солнце, синие клоки луж… День серый, прохладный. Бунин также констатирует время суток, которое он наблюдает, дает ему точную эмоционально-качественную характеристику: Очень черная весенняя ночь. Встречаются предложения, указывающие на время и место событий одновременно: Вечером в Большом театре. Улицы, как всегда теперь, во тьме, но на площади перед театром несколько фонарей, от которых еще гуще мрак неба. Нередки предложения, в которых называется время написания и вместе с тем передается состояние автора: Ночь. Пишу слегка хмельной. Бунин уточняет время событий: Три часа. Опять ходил в город: «день мирного восстания»… Он доносит до современного читателя облик предметов, которые дороги его памяти: Над подъездом черная вывеска с белыми буквами. Желтоватый домик с черной крышей (домик Загоскина), во дворе, за железной оградой с железными черными чашами на воротах. Бунин обращается к номинативным предложениям, представленным одним главным членом, тесно связанным по семантике с последующим, передающим и подчеркивающим переживания писателя: Вечер. И свету не смей зажигать и выходить не смей! Ах, как ужасны эти вечера! Номинативными предложениями обозначены названия религиозных дат: Духов день. Тяжелое путешествие в Сергиевское училище, почти всю дорогу под дождевой мглой, в разбитых промокших ботинках. В указательных предложениях идея бытия осложняется указанием на предмет речи (мысли) при его наличии или появлении. В структурную схему входят частицы вот, вот и: Но вот тихий переулок, совсем темный, идешь… В «Окаянных днях» встречаются оценочно-бытийного предложения, констатирующие существование предметов речи (мысли) и содержащие их эмоционально-качественную характеристику. В таких конструкциях используются частицы (какой, что за, ну и др.) употребляются прилагательные, выполняющие традиционную определительную функцию: Какое вечернее небо в окнах! В алтаре, в глубине, окна уже лилово синели – любимое мое. Милые девичьи личики у певчих в хоре, на головках белые покрывала с золотым крестиком на лбу, в руках ноты и золотые огоньки маленьких восковых свечей… В оценочно-бытийных номинативных предложениях содержится качественная характеристика предмета речи (мысли). Для этой разновидности характерно наличие неопределенно-количественных слов, частиц: Страшно подумать – год! И сколько перемен и все к худшему. Рассмотрим специфическую разновидность номинативных предложений – «именительный представления», который называет предмет речи или мысли для того, чтобы вызвать представление о нем в сознании читателя: «Ах, Москва! На площади перед вокзалом тает, вся площадь блещет золотом, зеркалами. Неужели всей этой силе, избытку конец? Частица в предложении перед «изолированным номинативом» несет значение не только восхищения, но и оттенок сожаления, потери чего-то близкого и родного. Вопрос заданный после номинативного предложения, усиливает это чувство. В других случаях писатель называет предмет речи (мысли) для того, чтобы скорее восстановить представление о нем прежде всего в своем сознании: Москва, конец марта позапрошлого года. Номинативные предложения объединяют семантически пестрые типы предложений, здесь обнаруживается тесное взаимодействие и сплетение свойств двусоставных и односоставных предложений. Бунин использует сочетание номинативных и двусоставных неполных предложений. Последнее выражает его собственные действия: Ужасная гроза, град, ливень, отстаивался под воротами. Констатирующий характер текста особенно подчеркивает нанизывание номинативных предложений одного на другое, дающим возможность объединить разрозненные детали в единое целое: Весенние белые облака, огромная и ясная картина – пустой рейд, прелестные краски дальних берегов, крепкая синяя зыбь моря… Этот прием встречается в номинативных предложениях с более сложной структурой, представляющих собой два ряда перечислений: Мертвый вокзал с перебитыми стеклами, рельсы уже рыжие от ржавчины, огромный грязный пустырь возле вокзала, где народ, визг, гогот, качели и карусели. Пейзажный зарисовки в «Окаянных днях» И.А.Бунина, на первый взгляд, представляют созерцательное отражение окружающей природы. Автор представляется беспристрастным повествователем, выключенным из сферы событий. На самом деле, отстраненность писателя, умозрительная созерцательность исподволь преображаются в страстную эмоциональность. Присутствие позиции наблюдателя – один из наиболее существенных признаков семантики номинативных предложений. Такие предложения позволяют представить события как происходящие здесь и сейчас, то есть создают образ непосредственного восприятия: Лужи и еще не растаявший белый, мягкий снег. Бирюзовое небо в сети деревьев. Сентябрь семнадцатого года, мрачный вечер, темноватые с желтоватыми щелями тучи на западе. Сиюминутность происходящего иногда подчеркивается специальными средствами, таковыми являются частицы с указательной семантикой: Но вот тихий переулок, совсем темный, идешь и вдруг видишь открытые ворота… Сейчас на дворе ночь, темь, льет дождь. Их взаимоотношения складываются на стыке 19-20 веков. Между ними устанавливаются непростые, противоречивые связи, которые были обусловлены сложным историческим периодом и личностными качествами писателей. Переписка, воспоминания современников свидетельствуют о том, что художники на протяжении 20 лет испытывали теплые искренние человеческие чувства друг к другу. Не все было гладко, много фактов, говорящих о расхождениях идейно-эстетических взглядов, этических принципов. Однако, эти разногласия долгое время оставались на заднем плане, не затмевая общих положительных эмоций. Каждый из писателей высоко ценил внимание другого, дорожил дружеским расположением.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Горький и Бунин как свидетели всех трагических перепитий конца. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горький > Горький и Бунин как свидетели всех трагических перепитий конца
Максим Горький

Максим  Горький


Сочинение на тему Горький и Бунин как свидетели всех трагических перепитий конца, Горький