А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Каковы основные мотивы романтических стихотворений В А Жуковского «Море» и «Вечер» - сочинение




Василий Андреевич Жуковский, родившийся в 1783 году, пришел в русскую поэзию и литературу на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков, когда в ней происходили большие изменения. Один творческий метод сменялся другим буквально на глазах одного поколения. Общепринятый и непререкаемый авторитет классицизма с его строгой регламентацией жанров, требованием соблюдения единств и подчинения всего произведения рациональной идее постепенно ветшал. Людям хотелось прочитать не только о благородных мыслях и делах античных героев и подобных им современных, но и поговорить о чувствах и переживаниях, не связанных с разумом и чувством долга и справедливости. Прочитать о том, что испытывает обычный, дюжинный человек. Благодаря этому в мировой и русской литературе появляется течение сентиментализма. Затем в начале девятнадцатого века и в Европе, и в России (правда, по разным причинам) растет недовольство передовой части общества его социально-политическим устройством, оно выражается в литературе через возникновение творческого метода романтизма. Все поэты-романтики не приемлют современные условия жизни, они мечтают о необыкновенных обстоятельствах, невиданных странах, героях, одержимых неистовыми страстями, отличающихся от скучной реальной действительности. Постепенно складываются два направления романтизма. Активные поэты-романтики призывают к революционному переустройству общества, их герои не просто необычны, они стремятся изменить окружающую их жизнь, зовут к прогрессу, изменениям, свободе (Байрон, Пушкин, Рылеев, Лермонтов). Вторая ветвь поэтов-романтиков не настолько активна, чтобы взывать к изменениям в обществе, поэтому либо устремляет свой взор в область мистического, фантастического, исторического, либо полностью погружается в исследование чувств и внутренних переживаний человеческой души на лоне природы. Именно к этой пассивной и меланхолической ветви романтиков принадлежал В.А. Жуковский благодаря особенностям собственной биографии, складу характера, творческим симпатиям. Он начал свои поэтические опыты с перевода произведений немецких поэтов Гете, Гейне, Бюргера, для которых характерны пессимистические настроения в творчестве.


 
Поэтическое творчество В.А. Жуковского представляет собой интереснейший пример того, как художник от классицизма и сентиментализма обращается к романтизму. Основными мотивами его романтической поэзии становятся жалобы на жизнь, меланхолия и устремленность в идеальный мир, порожденная окружающей действительностью, переживаниями об истинном счастье, которого в реальной жизни достичь нельзя. К начальному периоду романтического творчества поэта, периоду становления (до 1808 г.) относятся и поиски им стихотворного лирического жанра, который позволил бы автору выражать его творческие настроения и пристрастия. Таким жанром становится элегия, прославившая В.А. Жуковского. Элегия привлекательна для него тем, что это стихотворение-размышление, передающее единство настроения автора и природы, обращающее наше внимание на душевные переживания автора, связанные с картинами природы, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора. Оба анализируемые произведения — «Вечер» и «Море» — относятся к жанру элегии и композиционно строятся одинаково: сначала дается картина природы (вечер в деревне или летнее южное море), а затем поэт рассказывает нам, какие душевные переживания, мысли и чувства возбуждают они в сознании лирического героя, который в данных произведениях неотделим от самого поэта. Элегия «Вечер», созданная в 1806 году, изображает переживания поэта при созерцании им родного села Мишенское. Первый мотив этого произведения — восхищение этим местом, знакомым с детства, любование картинами природы. Поэта умиляет и восхищает природа: ручей, река, рощи, ивы, ветерки («Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!»). С восторгом наблюдает он, как день на его глазах сменяется ночью, солнце скрывается с глаз и восходит луна («Как солнца u1079 за горой пленителен закат...»; «Уж вечер... облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает...»; «Луны ущербный лик встает из-за холмов...»). От прекрасных картин природы мысли поэта обращаются к прошлым временам, когда он был счастлив в этом месте, и это второй мотив данного стихотворения: «Сижу, задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем... О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоим блаженством и страданьем!» Эта часть стихотворения содержит меланхолические воспоминания и раздумья о счастье юных дней, друзьях, один из которых уже умер («почил, и непробудно»), и дружбе («пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных...»). Рассуждает В.А. Жуковский в этом стихотворении и о своей судьбе, призвании, предназначении: «Мне рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы природы... Творца, друзей, любовь и счастье воспевать». Сопряжена с размышлением о его будущем и мысль о возможной близкой смерти: «Так, петь есть мой удел... но долго ль?.. Как узнать?» Элегия «Море», созданная поэтом много позже, в 1822 году, интересна как сама по себе, так и как продолжение литературной традиции, начатой Байроном и продолженной многими русскими поэтами-романтиками XIX века. Традиционный пейзаж, с которого начинаются все элегии В.А. Жуковского, рисует нам картину южного летнего моря («Безмолвное море, лазурное море...»). Стихотворение строится уже иначе, чем ранняя юношеская элегия: картины природы и чувства поэта, ими возбуждаемые, изображаются не последовательно, одно за другим, а параллельно. Море воспринимается поэтом как живое, разумное существо, которое наполнено «тревожною думой». Основной мотив стихотворения уже не столько изображение прекрасных картин летнего южного моря, сколько попытка разгадать тайну этого живого существа: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Разгадка этой тайны, по мнению поэта, состоит в том, что море стремится убежать из земной неволи к небу (очень типический мотив свободы для поэта-романтика, стремящегося убежать от оков действительности): «Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?..» Даже для поэтаромантика пассивного направления море представляется живым существом, стремящимся к свободе. Поэтому эта безмолвная бездна спокойна и с радостью дает возможность познать «сладостный блеск возвращенных небес», но «плещет», «бьется» и «воет», когда темные тучи приходят, «Чтоб ясное небо отъять» у нее. Изображая чувства моря, В.А. Жуковский пишет: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него». Как видим, мы имеем дело с довольно прозрачной аллегорией стремления не моря к небу, а человека к свободе. Таким образом, можно сказать, что основным мотивом ранней элегии В.А. Жуковского «Вечер» является философский мотив поисков цели и смысла человеческой жизни, а основным мотивом зрелого стихотворения «Море» этого автора — мотив свободы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Каковы основные мотивы романтических стихотворений В А Жуковского «Море» и «Вечер». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Жуковский > Каковы основные мотивы романтических стихотворений В А Жуковского «Море» и «Вечер»
Василий Жуковский

Василий  Жуковский


Сочинение на тему Каковы основные мотивы романтических стихотворений В А Жуковского «Море» и «Вечер», Жуковский