А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главный мотив пьесы «На дне» - сочинение


Во всех пьесах М.Горького громко звучал важный  мотив - пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким  чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, возбуждающего в людях  стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Этот мотив  составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в  1902 году и сразу вызвавшей бурные дискуссии, а затем  породившей за несколько десятилетий такую огромную  критическую литературу, какую немногие из драматических шедевров породили за несколько веков. Речь идет о  философской драме «На дне».  Пьесы Горького - это социальные драмы, в которых  обычна проблематика и необычны герои. У автора нет  главных и второстепенных героев. В сюжете пьес главное -  не столкновение людей в каких-то жизненных ситуациях,  а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей.  Это - социально-философские драмы.

Все в пьесе подчинено философскому конфликту, столкновению различных  жизненных позиций. И именно поэтому напряженный  диалог, часто спор - вот главное в произведении драматурга. Монологи в пьесе редки и являются завершением  определенного этапа спора героев, выводом, даже авторской декларацией (например, монолог Сатина). Спорящие  стороны стремятся убедить друг друга - и речь каждого из  героев ярка, богата афоризмами.  Развитие действия пьесы «На дне» течет по нескольким параллельным руслам, почти независимым друг от  друга.

В особый сюжетный узел завязываются отношения  хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее сестры Наташи и вора Пепла, - на этом жизненном материале можно было бы создать отдельную социально-бытовую драму. Отдельно развивается сюжетная линий,  связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща и его умирающей жены  Анны.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера,  Бубнова, Алешки и других. Может показаться, что Горький  дал лишь сумму примеров из жизни обитателей «дна» и что,  по существу, ничего не изменилось бы, если бы этих  примеров было больше или меньше.  Кажется даже, что он сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населен своими персонажами и  живет своей особой жизнью.

При этом возникает интересный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из  участков сцены, как бы случайно перекликаются с репликами, звучащими на другом, приобретая неожиданный  эффект. В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что  никого и ничего не боится, а в другом - латающий картуз  Бубнов говорит протяжно: «А ниточки-то гнилые…»

И это  звучит как злая ирония по адресу Пепла. В одном углу  спившийся Актер пытается и не может продекламировать  любимое стихотворение, а в другом Бубнов, играющий в  шашки с городовым Медведевым, злорадно говорит ему:  «Пропала твоя дамка…» И опять-таки кажется, что это  обращено не только к Медведеву, но и к Актеру, что речь  идет не только о судьбе партии в шашки, но и о судьбе  человека. 

Такое сквозное действие носит сложный характер в  этой пьесе. Чтобы понять его, надо разобраться в том,  какую роль играет здесь Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты - надейся!», «Ты - верь!» Лука -  незаурядная личность: умен, у него громадный опыт и  острый интерес к людям. Вся философия Луки сжата в  одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Он  уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь,  да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль утешительной ложью.

Он при этом искренне жалеет людей  и искренне хочет им помочь.  Из столкновений подобного рода и образуется сквозное действие пьесы. Ради него Горькому и понадобились  как бы параллельно развивающиеся судьбы разных людей.  Это - люди разной жизнеспособности, разной сопротивляемости, разной способности верить в человека. То, что  проповедь Луки, ее реальная ценность «проверяется» на  столь разных людях, делает эту проверку особенно убедительной.  Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни  покоя: «Ты - с радостью помирай, без тревоги…» А в Анне,  напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко…  пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь  можно потерпеть… можно!»

 
Это - первое поражение Луки. Он рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего вынести горького разочарования. Краткие диалоги старика с его «подопечными», переплетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внутреннее движение: растут призрачные надежды несчастных. А когда начинается крушение иллюзий, Лука незаметно исчезает. Самое большое поражение терпит Лука от Сатина. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается, усиливается беспокойство босяков: как, чем жить? Барон выражает общее состояние. Сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», он раздумчиво замечает: «… ведь зачем-нибудь я родился…» Люди начинают слушать друг друга. Сатин сначала защищает Луку, отрицая, что тот - сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в наступление - наступление на ложную философию Луки. Сатин говорит: «Он врал… но - это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, - тем ложь 309 нужна… Одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем ему ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!» Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и придавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению, к примирению. Сатин делает вывод: «Все - в человеке, все - для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга». И хотя для Сатина его сожители были и останутся «тупы, как кирпичи», а он сам дальше этих слов тоже не пойдет, впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ?» - восклицает он и предлагает «петь… всю ночь», отрыдать свою бесславную судьбу. Вот почему Сатин откликается на известие о самоубийстве Актера резкими словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Эта реплика имеет и другой акцент. Уход из жизни Актера - снова шаг человека, не выдержавшего правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается чьей-нибудь смертью. В финале II действия Сатин кричит: «Мертвецы не слышат!» Движение драмы сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. Именно здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл пьесы, хотя она и заканчивается трагически. Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз и навсегда. Каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему могут возникать снова и снова споры о «мягкости» Луки и грубости Сатина. Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, при непосредственном участии М.Горького. Станиславский позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, а с другой - с проповедью». В 60-е годы «Современник» под руководством О.Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, а Сатина одергивали за «грубость». Духовные порывы героев оказывались пригашенными, а атмосфера действия - приземленной. Споры о пьесе вызваны разным восприятием драматургии Горького. В пьесе «На дне» нет предмета спора, столкновений. Отсутствует и непосредственная взаимооценка героев: их отношения сложились давно, до начала пьесы. Поэтому подлинный смысл поведения Луки открывается не сразу. Рядом с озлобленными репликами обитателей ночлежки его «благостные» речи звучат контрастно, человечно. Отсюда и рождается стремление «гуманизировать» этот образ. М.Горький психологически выразительно воплотил перспективную концепцию человека. Писатель раскрыл в нешаблонном материале острые философско-нравственные конфликты своего времени, их поступательное развитие. Для него было важно пробудить личность, ее способность к размышлению, постижению сущности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Главный мотив пьесы «На дне». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Главный мотив пьесы «На дне»
На дне

На дне


Сочинение на тему Главный мотив пьесы «На дне», На дне