А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Три правды в пьесе М Горького «На дне» - сочинение



Правда — воздух, без которого дышать нельзя. 
И. С. Тургенев

Проблему добра и зла, правды и лжи, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. Во все времена человек ' стремится к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Одна из основных целей искусства — открыть человеку глубину его души, сделать его лучше, сильнее. Особенно это свойственно русской литературе с её глубочайшими философскими традициями. В этом отношении чрезвычайно показательна пьеса «На дне», написанная М. Горьким в 1902 г.

Это произведение во многих отношениях новое. Горький первый выдвинул спор о правде и человеке на первый план. Центральная проблема этого спора заключается в вопросе: что же лучше для человека — правда или ложь? Что лучше: жить в красивой сказке и питать иллюзии или же посмотреть правде в глаза и попытаться что-то изменить? Герои пьесы с самого начала, еще до появления Луки, тешат себя иллюзиями. Например, Настя верит, что у нее была настоящая большая любовь, а Квашня— что она свободный человек. Но писатель показывает нам, что от реальности не так-то просто уйти, скрывшись за ширмой из иллюзий и бесплотных мечтаний.

Многое в пьесе звучит как спор Горького с самим собой, со своей прежней идеализацией босяков. Герои пьесы жестоки друг с другом. Они верят сами, но разрушают веру других в то хорошее, что когда-то у них было, уничтожают надежды: «Врешь, не было этого!» Смеются друг над другом. Они считают себя свободными, но свобода эта ничего не стоит в тех условиях, в которые поставила их жизнь «на дне». Их жестокость поражает, но мы понимаем, что жестоки они от безысходности, и. Таким образом, особенность пьесы «На дне» состоит в том, что свою правду имеют все персонажи пьесы. И каждый говорит о своей. Поэтому в произведении возникает конфликт правд, то есть настоящего и гипотетического будущего. Одной из правд, показанных в пьесе, является правда реального мира. Она выражена в монологе Клеща: «Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот— правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть, вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя..,, вот она, правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» В этом монологе показано, что в реальном мире жить невозможно, надо выбираться со «дна», но на это уже нет сил...


 
Так же в пьесе присутствует противопоставление настоящего прошлому. Именно в этом правда Бубнова. Он хочет вернуть прошлое и живёт лишь воспоминаниями. В пьесе не видно, какими путями Бубнов пришёл в ночлежку. Мы лишь представляем, каким он был раньше, и видим, что с ним стало теперь. Сразу же становится понятно, почему Бубнов так хочет вернуть прошлую жизнь. Но всё же наиболее яркий акцент писатель делает на правду Луки. С появлением Луки многое в ночлежке меняется. Для каждого из ночлежников он находит слова утешения, каждому сострадает. Лука — личность во многом необычная. Его отличает от остальных внимание к людям. Ночлежникам он дает надежду на лучшую жизнь, пробуждает в них веру. Анне он говорит о покое, Пеплу — о лучшей жизни в Сибири, Актеру — о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Он необыкновенно добрый, а именно доброты и не хватает ночлежникам. Вся философия Луки предстаёт в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть»., Он уверен, что правдой никакой души не вылечишь, а можно лишь утешить человека, чтобы приглушить боль. При этом Лука жалеет людей и искренне хочет им добра. Но Горький проверяет правду странника, сталкивая его идеи с реальностью. Увы, всё происходит совсем не так, как рассчитывали герои, поверившие в слова Луки. К сожалению, с его уходом из ночлежки вспыхнули новые конфликты, закончившиеся убийством Костыпева, хозяина ночлежки. Васька Пепел действительно пойдёт в Сибирь, но не так как вольный поселенец, а как каторжник, осуждённый за убийство. Актёр, потерявший веру в себя, кончит жизнь самоубийством. Сама действительность, суровая правда жизни оправдывает утешительство Луки. Он внушает героям правду идеала, а они не выдерживают правды факта. Принято считать главным оппонентом Луки в споре о правде — Сатина. Ведь именно он изрекает афоризм: «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Является ли Сатин положительным героем? Конечно, нет. Романтическая мечта Сатина о Человеке находится в полном противоречии с образом его жизни и характером босяка. Сатин не может быть признан положительными героем, потому что он отравлен скептицизмом, индивидуализмом, он пассивен, у него нетрудовая психология. Его протест, в конечном счёте, выливается в призыв ничего не делать. И тем не менее, Сатин в пьесе — выразитель авторской мысли. И спор его с Лукой — это, по сути для Горького способ высказать свои убеждения. Ложь во спасение может и хороша, но только для тех,Я кто силен духом и не испытает разочарования, столкнувшись с правдой. Человек, живущий в мире иллюзий, смиряется со своим жалким существованием и терпит. Но когда пелена красивой сказки падает с глаз, и наступает прозрение, это может привести к трагедии. Вот о чем предупреждает Горький. Но все же он не дает ответа на вопрос, что же лучше — горькая правда или сладкая ложь? С одной стороны, ложь во спасение дает надежду на лучшее, заставляет поверить в себя и свои силы, и хорошо, если подвигнет к действию. Но, с другой стороны, ложь приносит лишь временное облегчение, за которым все равно последуют страдания. Лука навеял ночлежникам «сон золотой», Я только пробуждение от этого сна не для всех оказалось по силам. Впрочем, каждый выбирает для себя! сам: жить в красивой сказке и при этом влачить жалкое существование, или принять жестокую реальность и бороться с ней по мере своих сил.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Три правды в пьесе М Горького «На дне». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Три правды в пьесе М Горького «На дне»
На дне

На дне


Сочинение на тему Три правды в пьесе М Горького «На дне», На дне