А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мир природы в лирике С А Есенина - сочинение


Тема родины одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…»

 С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый.

И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия: «А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам… И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора». С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения война, революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого друга и поэтического наставника С.Есенина:

    * Мужицкая ныне земля,
    * И церковь не наймит казенный

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь  Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.

 В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание: «Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

    * Спит ковыль.
    * Равнина дорогая
    * И свинцовой свежести полынь!
    * Никакая родана другая
    * Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    * Знать, у всех у нас такая участь,

 
* И, пожалуй, всякого спроси * Радуясь, свирепствуя и мучась, * Хорошо живется на Руси. * Свет луны, таинственный и длинный, * Плачут вербы, шепчут тополя, * Но никто под окрик журавлиньй * Не разлюбит отчие поля. * И теперь, когда вот новым светом * И моей коснулась жизнь судьбы, * Все равно остался я поэтом * Золотой бревенчатой избы. * По ночам, прижавшись к изголовью, * Вижу я, как сильного врага, * Как чужая юность брызжет новью * На мои поляны и луга. * Но и все же новью той теснимый, * Я могу прочувственно пропеть: * Дайте мне на родине любимой, * Все любя, спокойно умереть Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мир природы в лирике С А Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Есенин > Мир природы в лирике С А Есенина
Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение на тему Мир природы в лирике С А Есенина, Есенин