А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идейное построение романа «Евгений Онегин» - сочинение


Идейное построение «Евгения Онегина» основано на   сопоставлении, а в первых главах и противопоставлении Онегина и  Татьяны, то есть двух типов культуры и   морально-психологического склада, обоснованных в свою очередь двумя видами   среды, воспитания, культурных и бытовых воздействий и - еще  глубже - двумя видами отношения к национально-народному  началу в жизни и в культуре. Онегин… становится вполне   понятен именно в контрастном сопоставлении с Татьяной,   демонстрирующей национально-народный тип сознания, душевного  склада и потому выражающей норму, идеал пушкинского   мировоззрения 1823-1830 гг. («Татьяны милой идеал», - сказал сам  Пушкин в завершающей строфе романа).

Татьяна как тип, то есть закономерный характер, и как   явление культуры определена у Пушкина двумя началами по   преимуществу. Глубокой основой ее образа является народность,  второй элемент ее образа - это ее чтение, книжное воздействие  предромантизма (сентиментализма).

Романы - это книжное воспитание Татьяны. Но оно падает на  почву более глубокую, более органическую, принципиально   определяющую внутренний мир пушкинской героини. Недаром, еще  прежде чем сказать о том, что «ей рано нравились романы»,   Пушкин говорит о том, что сердце девочки Татьяны «пленяли»

    * страшные рассказы
    * Зимою, в темноте ночей,
    * то есть народные   сказки.

 В такой же мере, как образ Онегина в первых главах романа  определен салонной искусственностью космополитической   цивилизации, образ Татьяны определен органическим складом   народной жизни и фольклора. Здесь следует различать два круга   образно-словесных символов, выражающих в тексте романа идею   народности - основы душевной жизни Татьяны: с одной стороны,  это фольклор, с другой - это русский по преимуществу быт,   воздействие национальной, хотя и патриархальной среды. Иначе   говоря, и с той и с другой стороны - это воздействия по   преимуществу русские. Фольклор и народная жизнь сопровождают образ  Татьяны как лейтмотив.

Первое появление Татьяны в романе сразу  же сопровождается акцентировкой демократичности ее имени,   противопоставленного имени Онегина - «Евгений», имени, не   применяемому в демократической среде, книжному и «западному», не  русскому по колориту. Замечу кстати, что имя и фамилия -   Владимир Ленский - имеют условно-романтический характер.   Пушкин указывает по поводу имени Татьяны: 

    * Оно приятно, звучно, 
    * Но с ним, я знаю, неразлучно
    * Воспоминанье старины 
    * Иль девичьей!.. 

К этой же строфе Пушкин сделал примечание о том, что «сладкозвучнейшие греческие имена употребляются у нас только между  простолюдинами». Итак, с первых слов о Татьяне ее образ окружен  представлениями о старине, о девичьей, о вкусах и   простолюдинов, причем не противостоит этим представлениям, а как бы   сливается с ним. Что же касается имени, то оно до конца романа  придавало образу героини его некое звучание простонародности,  вплоть до того места, где о княгине сказано совсем просто:  Кто прежней Тани, бедной Тани,  Теперь в княгине б не узнал! 


 
Развитие образа Татьяны совершается в сопровождении фольклора и образов крестьянской жизни. В третьей главе дана завязка романа Татьяны, первый поворотный пункт ее судьбы: она полюбила; и именно тут, рядом с ней, оттеняя ее, возникает образ няни, простой русской крестьянки, женщины из народа. Именно няня оказывается другом Татьяны в решающую минуту. Пушкин даже не упоминает в соответственном месте о родных Татьяны, об ее матери, об Ольге. Они стушевались, исчезли из поля зрения читателя. На их месте - няня, которая и символизирует подлинную душевно-культурную среду Татьяны. Нет необходимости доказывать, что образ няни дан в тонах самого теплого сочувствия, симпатии автора, что он поддерживает высокую оценку Татьяны как идеала. Тут же, в диалоге с няней, опять всплывают воспоминания поэзии народа: * Я, бывало, * Хранила в памяти немало * Старинных былей, небылиц, * Про злых духов и про девиц…» Вслед за тем возникает представление о фольклорных образах любовно-свадебной поэзии, как бы аккомпанирующее теме любви Татьяны: ведь для нее Онегин - и идеальный герой романов, и - глубже - суженый народной песни. Затем идет письмо Татьяны, и сразу вслед за ним - образы утра, и уж конечно: … там поток Засеребрился; там рожок Пастуший будит селянина… Этот мотив несколько сентиментальный, но опять вводящий в поле зрения рядом с Татьяной и селянина, и пастуха с рожком, зовущим к труду. Конец главы - новый поворот, новые события в жизни Татьяны: грядущее свидание с Онегиным. Мучительное волнение Татьяны опять изображается на фоне фольклорного мотива, на этот раз развернутого и подчеркнутого выпадением из размера и строфы романа. Это песня девушек, появление которой в таком месте романа не может быть объяснено ничем иным, кроме задания быть идейным аккомпанементом решающему мгновению душевной жизни героини. Такова манера Пушкина: он очень скуп на прямые раскрытия психологических состояний своих героев, чрезвычайно сдержан в анализе содержания их душевной жизни, но он восполняет и то и другое сложными сочетаниями образов, окружающих его героев в те или иные моменты их жизни. Не стоит здесь спорить с теми, которые склонны объяснять появление тех или иных мотивов в «Евгении Онегине» произволом. Для таких читателей «песня девушек» - только забавная деталь, не имеющая значения, образ няни - это комплимент Арине Родионовне, свидетельствующий о добрых чувствах Пушкина, но ничего не говорящий об идее его романа, а весь роман в целом - не несущее в себе идеи, хотя и «широкое» изображение помещичьей жизни в России 20-х годов! Между тем суть появления «песни девушек» в конце третьей главы заключена именно в фольклорном стиле этого «вставного» стихотворения и в его содержании: ведь в ней говорится о любви девицы-красавицы к молодцу, о любовной игре и смелом выражении любви со стороны девушки из народа. Это и есть эмоциональная тема главы. В строфе, следующей за «песней девушек», стоит обратить внимание на сравнение, связывающее образ Татьяны с фоном песни, которую Татьяна слушает: * Так зайчик в озими трепещет, * Увидя вдруг издалека * В кусты пришедшего стрелка Этим сравнением, привлекающим выражение и образ народной речи и сказки, охарактеризовано состояние Татьяны. Сравним с этим строфу, в которой говорится о том, что Татьяна полюбила Онегина: «Так в землю падшее зерно. Весны огнем оживлено», - сравнение деревенское, взятое из круга представлений землепашца. В главе четвертой о Татьяне говорится чрезвычайно мало, ей посвящено всего несколько строк; даже в сцене свидания внимание автора направлено не на нее, а на Онегина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идейное построение романа «Евгений Онегин». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Евгений Онегин > Идейное построение романа «Евгений Онегин»
Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение на тему Идейное построение романа «Евгений Онегин», Евгений Онегин