А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Демонизм общее поэтическое настроение в поэзии Лермонтова - сочинение

Первое пребывание поэта на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Кавказская ссылка была сокращена благодаря хлопотам бабушки через А. Х. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардейский Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Несмотря на кратковременную службу в Кавказских горах, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Природа приковала все его внимание; он готов “целую жизнь” любоваться ее красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская веселость исчезла и даже светские дамы замечали “черную меланхолию” на его лице. Инстинкт поэта-психолога влек его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, еще меньше понимали, но горечь и злость закипали в нем, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы.

Во второй половине января 1838 Лермонтов возвращается, а с середины мая 1838 обосновывается в Петербурге. 1838 – 41 — это годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетневым, В. А. Сологубом, ближе с В. Ф. Одоевским, принят в семействе Карамзиных, которое становится наиболее близкой ему культурной средой: он принимает участие в домашних спектаклях и развлечениях, устанавливает дружеские отношения с постоянными посетителями салона: Смирновой-Россет; И. П. Мятлевым, с которым обменивается шуточными посланиями; с Ростопчиной. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственный прижизненный сборник “Стихотворения” и “Герой нашего времени”. Популярность Лермонтова открыла ему двери в великосветское общество, в которое он стремился войти в целях психологического и социального самоутверждения.

В 1838 – 1840 Лермонтов входит в “Кружок шестнадцати” — аристократическое общество молодежи, частью из военной Среды — (К. В. Браницкий-Корчак, И. С. Гагарин, А. Н. Долгорукий, Столыпин (Монго) и др.), объединенного законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников, и, по некоторым данным, играет в нем первенствующую роль. Лермонтов, вернувшись в петербургский “свет”, снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, еще в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грезы; создаются “Демон” и “Мцыри”. И та, и другая поэмы задуманы были давно. О “Демоне” поэт думал еще в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение “Мцыри”, несомненно, скрывается в юношеской заметке поэта, тоже из московского периода: “написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал... Страстная душа томится. Идеалы”. В основе “Демона” лежит сознание одиночества среди всего мироздания.

Демонизм — общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем зрелее становится талант поэта, тем реальнее выражается это настроение и аккорд разлагается на более частные, но зато и более определенные мотивы. Гордая душа, отчуждение от мира и небес, презрение к мелким страстям и малодушию — вот черты демонизма присущие творчеству поэта. В основе “Думы” лежат те же лермонтовские чувства относительно “света” и “мира”, но они направлены на осязательные, исторически точные общественные явления: “земля”, столь надменно унижаемая Демоном, уступает место “нашему поколению”, и мощные, но смутные картины и образы кавказской поэмы превращаются в жизненные типы и явления. Таков же смысл и новогоднего приветствия на 1840 г. Очевидно, поэт быстро шел к ясному реальному творчеству, задатки которого коренились в его поэтической природе; но не без влияния оставались и столкновения со всем окружающим. Именно они должны были намечать более определенные цели для гнева и сатиры поэта и постепенно превращать его в живописца общественных нравов. Роман “Герой нашего времени” — первая ступень на этом совершенно логическом пути...

Роль “льва” в петербургском свете завершилась для Лермонтова крупным недоразумением: ухаживая за княгиней Щербатовой, которой были посвящены стихотворения “На светские цепи”, “Молитва” и, возможно, стихотворение “Отчего”, он встретил соперника в лице сына французского посланника Баранта. В результате — дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая арест Лермонтова на гауптвахте, потом перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно. Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьезного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем — и Белинский, по его словам, не раскусил поэта. Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: Белинский пришел в восторг и от личности, и от художественных воззрений поэта. Он увидел поэта “самим собой”; “в словах его было столько истины, глубины и простоты!” Впечатления Белинского повторились на Боденштедте, впоследствии переводчике произведений поэта. Казаться и быть для Лермонтова были две вещи совершенно различные; перед людьми малознакомыми он предпочитал казаться, но был совершенно прав, когда говорил: “Лучше я, чем для людей кажусь”. Близкое знакомство открывало в поэте и любящее сердце, и отзывчивую душу, и идеальную глубину мысли. Только Лермонтов очень немногих считал достойными этих своих сокровищ.... В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ, где поэт окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился “мужеством и хладнокровием” — так выражалось официальное донесение. 3 – 5 мая Лермонтов выехал из Петербурга; в Москве был на именинном обеде Н. В. Гоголя с А. И. Тургеневым, Вяземским, Е. А. Баратынским, Хомяковым, Самариным; посещал дом Н. Ф. и К. К. Павловых. В июне он прибывает в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. Х. Граббе, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы сообщали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. В стихотворении Валерик и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах...

Тайные думы поэта давно уже были отданы роману. Он был задуман еще в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов еще в 1837 г. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики...





 
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит столице 3 месяца, окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”). По окончании отпуска, весной 1841 г., Лермонтов уехал из Петербурга с тяжелыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял Тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых Верзилиных с которыми он познакомился еще в 1837 г., а одну из сестер — Эмилию Верзилину — прозвал “La Rose du Caucase”. На одном из вечеров у Верзилиных Лермонтов встречает Мартынова, своего товарища по Школе юнкеров, “мрачного и молчаливого”, игравшего роль непонятого и разочарованного героя, в черкесском костюме с громадным кинжалом. Поэт поднял приятеля на смех в присутствии красавицы и всего общества. Шутки Лермонтова задели Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. 15 июня поэт пал бездыханным у подножия Машука. Неясность некоторых обстоятельств дуэли позднее порождала в лермонтовской историографии версии об организованном убийстве или заговоре, не имеющие достаточных оснований. Гибель Лермонтова имела широкий общественный резонанс и была воспринята в литературных кругах как непоправимая потеря для русской литературы. Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова, рассказал историю дуэли с явным намерением оправдать Мартынова, который был жив во время появления рассказа в печати. Основная мысль автора заключалась в том, что “в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых”. Мартынов, следовательно, был сначала жертвой, а потом должен был явиться мстителем. Несомненно, однако, что Лермонтов до последней минуты сохранял добродушное настроение, а его соперник пылал злобным чувством. При всех смягчающих обстоятельствах о Мартынове еще с большим правом, чем о Дантесе, можно повторить слова поэта: “не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку подымал”... Похороны поэта не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: “15-го июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов”. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: “туда ему и дорога”... Через несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 г., по всероссийской подписке, поэту был воздвигнут памятник в Пятигорске.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Демонизм общее поэтическое настроение в поэзии Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Демонизм общее поэтическое настроение в поэзии Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Демонизм общее поэтическое настроение в поэзии Лермонтова, Лермонтов