А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» - сочинение

Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их  защитника.  В мятеже  Калашникова, скрестились личная обида и чувство поруганной народной | правды. Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем величия нравственной идеи, заключенной в нем, служит предшествующее  бою  описание:

    * Над Москвой великой, златоглавою,
    * Над стеной кремлевской белокаменной
    * Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
    * По тесовым кровелькам играючи,
    * Тучки  серые  разгоняючи,
    * Заря алая подымается;
    * Разметала кудри золотистые,
    * Умывается снегами  рассыпчатыми
    * Как красавица, глядя в зеркальце,
    * В небо чистое смотрит, улыбается.
    * Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
    * На какой  ты  радости  разыгралася?

В этом пейзажном описании поэтически передано и величие будущего поединка, и трагическое предчувствие кровавой развязки, но все здесь наполнено духовной атмосферой справедливости предстоящего возмездия. Природа ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом Москвы с ее кремлевской белокаменной стеной. Степан Парамонович чувствует, что по только себя защищает он. Поэтому поединку, воспроизведенному с особой тщательностью, придано в «Песне…» символическое значение. Весь ритуал традиционного поединка - от приготовления к бою до описания самого боя А чрезвычайно важен в контексте  художественного  смысл «Песни…». Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи, где сила честно сражается с силой, где нет привходящих, мешающих непосредственному проявлению личной доблести и отваги условностей. Здесь все основано на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!» Внешним выражением внутренней правды Калашникова и народной правды, стоящей за ним, служит разное описание поведения Кирибеевича и Калашникова перед боем. Страсть Кирибеевича становится для него бедой. Искренняя любовь «удалого бойца» столкнулась с нравственными понятиями, узаконенными народным обычаем. Поэтому она предстает преступной волей, а носитель ее - всего лишь слугой царя:

    * И выходит удалой Кирибеевич,
    * Царю в пояс молча кланяется…
    * Напротив, Степан Калашников
    * Поклонился прежде царю грозному


 
* После белому Кремлю да святым церквам, * А потом всему народу русскому. Наконец, в соответствии с народными поэтическими традициями косвенно предсказывается гибель Кирибеевича - он переживает душевное смятение и внутренне нетверд. Напротив, Степан Калашников исполнен решимости: «Постою за правду до последнева!» Совершенно иным эмоциональным колоритом наполнено предшествующее казни Калашникова описание, содержащее внутреннюю тревогу, неизбежную трагедию, предвещающее несправедливую расправу. Заунывный гуд-вой колокола соседствует с мрачной веселостью палача. Степан Калашников и перед лицом Ивана Грозного защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой. Он убежден, что одновременно вступается от всего парода и за общий христианский закон. Но, защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный открытый бой с противником не связан с личной обидой и местью. Это не обычный потешный кулачный бой, какого ожидал Кирибеевич («Так и быть, обещаюсь для праздника, Отпущу живого с покаянием. Лишь потешу царя нашего батюшку»), а смертельный. Степан Калашников вышел «не шутку шутить, не людей смешить», а «на страшный бой, на последний бой!» Человек того же племени той же национальности оказывается смертельным врагом другого человека, своего соотечественника. Потешный бой оборачивается убийством. Форма открытого и честного поединка скрывает личную месть, хотя бы эта месть и была оправдана высокими соображениями о защите правды народной и христианского закона. Именно конечная вера в народную правду, в нравственные вековые устои народной жизни, носителем которых явился Степан Калашников и ради которых он решился на тяжкое преступление, обеспечивает ему внимание потомства и вечную жизнь в народных сердцах. Похороны Степана Калашникова также совершены, по старинному обычаю, «промеж трех дорог», ведущих в исконные русские земли: * Схоронили его за Москвой-рекой, * На чистом поле промеж трех дорог. * Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской, * И бугор земли сырой тут насыпали, * Над его безымянной могилкою; * И проходят мимо люди добрые, * Пройдет стар человек - перекрестится, * Пройдет молодец - приосанится, * Пройдет довица - пригорюнится, * А пройдут гусляры - споют песенку.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», Лермонтов