А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Грустная дума о своем поколении в поэзии Лермонтова - сочинение

Чем выше поэт, тем больше он принадлежит обществу,   среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление  и даже характер его таланта с историческим развитием   общества. Пушкин начал свое поэтическое поприще «Русланом и   Людмилою». Это была шалость гения после первой   опорожненной им чаши на светлом пиру жизни. Лермонтов начал   историческою поэмою, мрачною по содержанию, суровою и   важною по форме. В первых своих лирических произведениях   Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких  идей общественных; но эти лирические стихотворения были  столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества,  сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях  Лермонтова, разумеется тех, в которых он особенно является  русским и современным поэтом, также виден избыток   несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них  уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью,  безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и  избытке чувства.

Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его  поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития  нашего общества.  Первая пьеса Лермонтова  называется «Бородино». Поэт   представляет молодого содцата, который спрашивает старого служаку:  - Скажи-ка, дядя, ведь недаром  Москва, спаленная пожаром,  Французу отдана? Вся основная идея стихотворения выражена во втором   куплете, которым начинается ответ старого солдата: 

    * Да, были люди в наше время, 
    * Не то что нынешнее племя; 
    * Богатыри - не вы! 
    * Плохая им досталась доля: 
    * Немногие вернулись с поля… 
    * Не будь на то господня воля, 
    * Не отдали б Москвы!

 Эта мысль - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в  бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному  славы и великих дел. Дальше мы увидим, что эта тоска по   жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное   энергии и благородного негодования.

В 1838 году  была напечатана его поэма «Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова».  Здесь поэт от настоящего мира не   удовлетворяющей его русской жизни перенеся в её историческое   прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в  глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним  всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад  его старинной речи, простодушную суровость его нравов,   богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто   современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой   общественности, со всеми их оттенками, как будто бы никогда и не  знавал о других, - и вынес из нее вымышленную быль, которая  достовернее всякой действительности, несомненнее всякой   истории.


 
В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности. Не бойтесь этого направления: оно не обманет вас, не введет вас в заблуждение. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт свою грусть, в его душе всякий узнаёт свою и видит в нем не только поэта, но и человека, как написать сочинение 87 брата своего по человечеству. Признавая его существом несравненно высшим себя, всякий в то же время сознает свое родство с ним. По этому признаку мы узнаём в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился исторический момент русского общества. И все такие его стихотворения глубоки и многозначительны; в них выражается богатая дарами духа природа, благородная человеческая личность. Через год после напечатания «Песни…» Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силой бурного одушевления, исполинской энергиею благородного негодования и глубокой грусти. Поэт говорит о новом поколении, что он смотрит на него с печалью, что его будущее «иль пусто, иль темно», что оно должно состариться под бременем познанья и сомненья; укоряет его, что оно иссушило ум бесплодною наукою. В этом нельзя согласиться с поэтом: сомненье - так; но излишества познания и науки, хотя бы и «бесплодной», мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения… Хорошо бы еще, если б взамен утраченной жизни мы насладились хоть знанием: был бы хоть какой-нибудь выигрыш! Но сильное движение общественности сделало нас обладателями знания без труда и учения, - и этот плод без корня, надо признаться, пришелся нам горек: он только пресытил нас, а не напитал, притупил наш вкус, но не усладил его. * Мы в этом отношении - без вины виноваты. * Богаты мы, едва из колыбели, * Ошибками отцов и поздним их умому * И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, * Как пир на празднике чужом? Какая верная картина! Какая точность и оригинальность в выражении! Да, ум отцов наших для нас - поздний ум: великая истина! Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то «Дума» Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Грустная дума о своем поколении в поэзии Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Грустная дума о своем поколении в поэзии Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Грустная дума о своем поколении в поэзии Лермонтова, Лермонтов