Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова - сочинение
Кирибеевич - из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю, к народному сознанию, социальные - на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставлении личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:
* Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
* Обманул тебя твой лукавый раб,
* Не сказал тебе правды истинной,
* Не поведал тебе, что красавица
* В церкви божией перевенчана,
* Перевенчана с молодым купцом
* По закону нашему христианскому…
Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за страстью Кирибеевича скрывается уже социальная психология, вступающая в конфликт с психологией родовой, близкой народу. И хотя на первое место выдвигается личная воля Кирибеевича, но она получает социальное наполнение. Кирибеевич сразу же сообщает Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного. Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной…» Любопытно, что Кирибеевич отваживается па нарушение христианского закона после разговора с царем, как бы заручаясь царской поддержкой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана уже не на родовых связях, и па социально-иерархических, поскольку Кирибеевич выступает всюду как слуга царя. Родовые отношения Ц его сознании подчинились общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кирибеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркиваемое в «Песне…», значительно для художественного ее смысла. Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают их единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, па едином родовом существе русской национальности.
В этом смысле Кирибеевичу - носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения», принятые и усвоенные всем народом, противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Его жена, Алена Дмитревна, также верна народным обычаям и строго следует им, рассказывая мужу всю правду и призывая его:
* Ты не дай меня, свою верную жену,
* Злым охульникам в поругание!
* На кого, кроме тебя, мне надеяться?
* У кого просить стану помощи?
* На белом свете я сиротинушка:
* Родной батюшка уж в сырой земле,
* Рядом с ним лежит моя матушка,
* А мой старший брат, сам ты ведаешь,
* На чужой сторонушке пропал без вести,
* А меньшой мой брат - дитя малое,
* Дитя малое, неразумное…
Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. Алена Дмитриевна напоминает об этом Степану Парамоновичу. Столь же прямыми поборниками родовых связей являются и братья Степана Парамоновича: И в ответ ему братья молвили:
* Куда ветер дует в поднебесье,
* Туда мчатся и тучки послушные,
* Когда сизый орел зовет голосом
* На кровавую долину побоища,
* Зовет пир пировать, мертвецов убирать,
* К нему малые орлята слетаются:
* Ты наш старший брат, нам второй отец;
* Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
* А уж мы тебя, родного, не выдадим
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.