А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова - сочинение



Кирибеевич - из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю, к народному сознанию, социальные - на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставлении личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:

    * Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
    * Обманул тебя твой лукавый раб,
    * Не сказал тебе правды истинной,
    * Не поведал тебе, что красавица
    * В церкви божией перевенчана,
    * Перевенчана с молодым купцом
    * По закону нашему христианскому…

Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за страстью Кирибеевича скрывается уже социальная психология, вступающая в конфликт с психологией родовой, близкой народу. И хотя на первое место выдвигается личная воля Кирибеевича, но она получает социальное наполнение. Кирибеевич сразу же сообщает Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного. Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной…» Любопытно, что Кирибеевич отваживается па нарушение христианского закона после разговора с царем, как бы заручаясь царской поддержкой. Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана уже не на родовых связях, и па социально-иерархических, поскольку Кирибеевич выступает всюду как слуга царя. Родовые отношения Ц его сознании подчинились общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кирибеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркиваемое в «Песне…», значительно для художественного ее смысла. Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают их единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, па едином родовом существе русской национальности.

В этом смысле Кирибеевичу - носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения», принятые и усвоенные всем народом, противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Его жена, Алена Дмитревна, также верна народным обычаям и строго следует им, рассказывая мужу всю правду и призывая его:

    * Ты не дай меня, свою верную жену,
    * Злым охульникам в поругание!
    * На кого, кроме тебя, мне надеяться?
    * У кого просить стану помощи?

 
* На белом свете я сиротинушка: * Родной батюшка уж в сырой земле, * Рядом с ним лежит моя матушка, * А мой старший брат, сам ты ведаешь, * На чужой сторонушке пропал без вести, * А меньшой мой брат - дитя малое, * Дитя малое, неразумное… Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. Алена Дмитриевна напоминает об этом Степану Парамоновичу. Столь же прямыми поборниками родовых связей являются и братья Степана Парамоновича: И в ответ ему братья молвили: * Куда ветер дует в поднебесье, * Туда мчатся и тучки послушные, * Когда сизый орел зовет голосом * На кровавую долину побоища, * Зовет пир пировать, мертвецов убирать, * К нему малые орлята слетаются: * Ты наш старший брат, нам второй отец; * Делай сам, как знаешь, как ведаешь, * А уж мы тебя, родного, не выдадим





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова, Лермонтов