А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ В ПОЭЗИИ - сочинение


Поэзия М. Ю. Лермонтова — исповедь независимого и свободного духом человека. В пору своего творческого расцвета М. Ю. Лермонтов создает ряд стихотворений о дружбе, о природе, о родине. В эти стихотворения Лермонтов вкладывает огромную социальную и художественную значимость, с большой твердостью и мужеством раскрывает свои взгляды на современное ему общество, с глубокой искренностью и прямотой передавая свои затаенные чувства и переживания. Лирика Лермонтова — это рассказ поэта о себе, об отношениях к окружающему миру. В стихотворениях Лермонтова выражены глубокие патриотические чувства, тоска по свободе, стремление к любви. Лирический голос поэта — это голос передовых людей той эпохи. В это время, после поражения декабристского восстания, дух недовольства и протеста не угасал в русском обществе. Все эти настроения захватили поэта. В этом кроется причина страстной ненависти поэта к власти и презрения к светской среде.

Для раннего периода творчества Лермонтова характерны тревога, чувство неуспокоенности. Он ждет борьбы. Это настроение с наибольшей выразительностью проявилось в стихотворении «Парус». Одинокий парус в безбрежном море символизирует чувство неудовлетворенности. Мятежный парус «просит бури». Только в борьбе Лермонтов видит счастье человека.

Высшего взлета гневный протест М. Ю. Лермонтова достиг в стихотворении «Смерть поэта». В нем поэт выступил выразителем народного гнева, защитником славы народной, русской культуры. Стихотворение Лермонтова полно ненависти и презрения к убийце А. С. Пушкина. Поэт обвиняет не только исполнителя черного замысла, но и тех, от кого это исходило. Это стихотворение Лермонтова как бы превращается в обвинительный акт против стоящих у трона «Свободы, Гения и Славы палачей».

Убийце и тайным виновникам злодеяния Лермонтов противопоставил возвышенный образ поэта. Для Лермонтова А. С. Пушкин не только великий художник, — он и великий вольнолюбец дар его был свободен и смел, он один восстал против «мнений света» и, как его герой, пал в неравном поединке. Лермонтов поддерживал гордость и свободолюбие поэта.

В своем социальном окружении поэт испытывает мучительное чувство одиночества. Тема одиночества проходит через ряд его стихотворений. Наиболее ярко она звучит в стихотворении, скорбные интонации которого с особенной отчетливостью отражали обстановку тридцатых годов девятнадцатого века.

И скучно и грустно! — и некому руку подать

В минуты душевной невзгоды...

Это стихотворение интересно тем, что в нем наиболее полно отразились особенности лирики поэта, приема его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. В этом стихотворении Лермонтов обнажает борьбу противоположных мыслей. Большое место в лирике Лермонтова занимают пейзажные зарисовки. Лермонтов очень тонко чувствует красоту природы. Изображение природы используется как средство раскрытия внутреннего мира. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме — о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; одинокого дубового листа, который оторвался от ветки родимой и нигде не находит приюта. Лучшим стихотворением из этого ряда является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Оно проникнуто скорбными мыслями о прошлом и будущем, от которого, по мнению автора, нечего ждать:

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть.

Но эти грустные раздумья поэт отгоняет мыслями о красоте русской природы. В стихотворении «Поэт» Лермонтов раскрывает свои взгляды на роль поэзии. Он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Ему чужд образ поэта как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». Тревога за судьбу русской литературы слышна в этом стихотворении. Лермонтов понимает, что истоки безыдейной поэзии коренятся в косности дворянского общества.

Лермонтов горячо любил Россию. Высшего взлета чувство патриотизма достигает в стихотворении «Бородино». Героем стихотворения является не военачальник, не полковник, не генерал, а рядовой солдат. В образе героя стихотворения Лермонтов воплотил свое представление о лучших чертах человека из народной среды. Его артиллерист, воин-патриот с нетерпением ждет битвы с врагом и опечален долгим отсутствием. Он понимает значение Бородинской битвы и готов отдать жизнь за счастье Родины. Высоким героизмом окружен образ полковника, в уста которого вложены слова: «Ребята, не Москва ль за нами?»

Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ. На это Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто пестрою толпою окружен...» и «Родина». В этих стихотворениях показывается трагедия поэта, который поневоле связан с ничтожной средой, но не живет и не хочет жить ее интересами. Каков для него выход, превосходно показывает его «Родина». В стихотворении «Родина» поэт выразил чувства передовых людей своего времени.

Лирика Лермонтова поражает не только глубиной мысли, силой чувства, художественным совершенством. В своих стихах он выступает, прежде всего, как гражданин, бичующий пороки современности, как вольнолюбец, презирающий власть, и как патриот, полный мыслей о Родине, о народе. Лермонтов — поэт-гражданин, глубоко сознающий общественное значение искусства.

М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о родине. Все стихи поэта рождались «из пламя и света», то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно».

Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному преломлялись в творчестве различных поэтов. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли свое выражение ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего «железного века», чувство одиночества художника, его разлада с миром,

В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и гибелью А. С. Пушкина, пишет стихотворение «Смерть поэта», исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, так как:

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал! ...

Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь «солнце русской поэзии! ...» Последние главные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. Но главное в том, что он постиг вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.



 
Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи! Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении «Поэт». Оно начинается с размышления о судьбе Кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком «на холодном трупе господина» и продан в лавку армянина, где и купил его поэт. И вот теперь кинжал висит без дела, утратив свое назначение, а поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье! Поэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть она была орудием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что ее предназначение — обращение к людскому множеству, в объединении людей. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила это свое назначение и вряд ли обретет его вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом: Проснешься ль ты опять, осмеянный порок! Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья! Образ осмеянного и презираемого пророка появляется ив стихотворении «Пророк». Оно является как бы продолжением одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье божее». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свое дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. С тех пор, как вечный суд Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше, в стихотворении «Нет, я не Байрон...» Слова Герцена выражают истинное значение творчества Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ В ПОЭЗИИ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ В ПОЭЗИИ
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему ИСПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДЬ В ПОЭЗИИ, Лермонтов