А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сила лермонтовского таланта - сочинение


Когда в 1837 году распространялось в списках стихотворение «Смерть поэта», принесшее своему автору громкую славу и ставшее для него причиной гонений, когда вскоре затем во втором номере «Современника», подготовленном еще при участии Пушкина, появилось «Бородино», чуткому читателю уже было ясно, что в русскую .литературу вошел поэт могучего и глубоко оригинального дарования. Белинский в статьях, написанных еще при жизни Лермонтова, сказал о ярко выраженном своеобразии его стихов и его романа. И гениальному критику и передовой части читающей публики было ясно также, насколько современен Лермонтов - поэт и прозаик, насколько сильна в нем способность откликаться на зовы века, насколько тесна его связь с жизнью русского общества, с русской культурой прошлого и настоящего.

На последних страницах большой своей статьи о «Стихотворениях М. Лермонтова», изданных в 1840 году, Белинский говорил: «В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет (…) они на все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский в душе - в нем. живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…» И далее: «По глубине мысли, роскоши поэтических образок, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оргинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет - Лермонтов» .

Великий писатель всегда кровно связан со своим временем, и творчество его находится в многообразных отношениях с умственным движением и литературой эпохи. Поэтому вполне естественно, что как критики, писавшие о Лермонтове при его жизни, так и историки литературы, изучавшие в XIX-XX веках его наследие, обращали внимание на те нити, которые соединяют его творчество с деятельностью предшественников и современников, а также сравнивали созданное им с произведениями других авторов. В результате подобных исследований было накоплено много интересных, хотя нередко и спорных наблюдений и установлен целый ряд фактов, касающихся творческой истории произведений Лермонтова.


 
При этом, однако, бросается в глаза одно специфическое обстоятельство - непомерно большое место, которое авторы большинства подобных исследований отводили всякого рода «литературным влияниям» на поэта, случаям намеренного или бессознательного подражания с его стороны литературным образцам, примерам заимствования из литературных источников. Тем самым - бесспорный факт органической преемственной связи писателя с предшественниками и современниками постоянно подменялся представлением о полной зависимости его от последних, а индивидуальное своеобразие художника заслонялось многочисленными ссылками на предполагаемые источники, параллели, образцы - отечественные и зарубежные. Легенда о Лермонтове как об авторе, всегда испытывавшем те или иные литературные «влияния», как о всеобщем и всеядном «подражателе», упрочилась во второй половине XIX века, являясь чем-то параллельным той кампании клеветы на убитого поэта и дискредитации его как человека, которую вдохновляли инициаторы его убийства (и среди них в первую очередь - Николай I). Лермонтов, кап это неопровержимо установлено сейчас, особенно результате исследований И. Л. Андроникова оценивался и царем и его ближними как опаснейший противник, и в «Смерти поэта» они улавливали голос не одинокого бунтаря, а сильного человека, имеющего единомышленников. Лермонтов был обречен. После трагического исхода дуэли - грубо замаскированного убийства - стали распространяться и проникать в печать инспирированные слухи о том, что поэт сам был виноват в случившемся, что он своим поведением спровоцировал Мартынова на дуэль, что вообще он был человек раздражительный, неуживчивый, безнравственный и т. д. и т. д. Таким нутом затушевывалась истинная причина гибели поэта - ого общественная позиция. Как бы то ни было, через всю историю изучения лермонтовского наследия (в особенности же - в дореволюционный период) проходят эти поиски «влияний» и «заимствований». Вообще вопрос о «влияниях», и русских и иностранных, ставился применительно к Лермонтову так часто, как он не ставился, пожалуй, по отношению ни к одному из выдающихся русских поэтов и прозаиков, даже и к Пушкину, которого историки литературы и комментаторы тояле не обошли в этом смысле. Вот неполный перечень имен тех отечественных авторов, с которыми, в связи ли с целым периодом творчества, или с отдельным произведением, по поводу того или иного обнаруженного сходства, сближалось имя Лермонтова: Жуковский, Пушкин, Грибоедов, Полежаев, Баратынский, Веневитинов, Козлов, Подолинский, Рылеев, А. И. Одоевский, Якубович, Бенедиктов, Гоголь, Бестужев-Марлинский, И. И! Дмитриев, Ломоносов. А вот имена писателей иностранных - выдающихся, второстепенных и третьестепенных: немецких - Шиллер, Гёте, Лессинг, Клиягер, Лейвовиц, Гейне, Э. Т. А. Гофман, Цедлиц, Платен; французских Гюго, Барбье, Шенье, Ламартин, Шатобриан, Л. де Виньи, Мюссе, Бальзак, Шен-Долло, Лрно, Лагарп, Альфонс Карр, Жорж Санд, Шарль де Бернар.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сила лермонтовского таланта. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Сила лермонтовского таланта
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Сила лермонтовского таланта, Лермонтов