А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА (2) - сочинение




Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть..." и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой "думы": "нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности" вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.

Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных
мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения
великого русского романтика. И как положено для истинного
романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко
отрицательного отношения к общественному бытию. Он
конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения
дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней
бесчеловечности ("Смерть поэта", Как часто пестрою толпою окружен").
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной
бесчеловечности дворянского света опустошенность, внутреннюю
мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и
невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в "Думе" ("Печально я
гляжу на наше поколенье"), где все общепринятые ценности поэт
признает ложными.

Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и
живого чувства, и чувство это любовь к свободе. Стремление к
свободе порождает мятежность ("Парус"), желание активно бороться за
нее ("Я жить хочу! хочу печали". 1832). Поэтому уделом такой личности
остается одиночество в "стране рабов, стране господ" второй
важнейший лермонтовский мотив ("Утес", "На севере диком"). Герой
обречен быть вечным странником ("Нет, я не Байрон", "Кинжал",
"Листок"), изгнанником ("Тучи"), узником ("Желание" 1832, "Узник",
"Соседка").

Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский
показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30е годы общественно
значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях
лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и
непримиримость ("Пророк").

Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной
внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с
обществом рабовгоспод. До Лермонтова русская литература
внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен
и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас
крывают строки из "Думы": "И царствует в груди какойто холод
тайный,/ Когда огонь кипит в крови", жажда активной жизни и
сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта
получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. "Холод
тайный" приводит героя к пессимизму и опустошенности: "И жизнь,
как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая
шутка"; "И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя
насмешливо назад". "Огонь в крови" заставляет искать иную жизнь,
надеяться на нее третий и тоже характернейший лермонтовский
мотив.

Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному
единению с богом ("Ангел", "Ветка Палестины"), но чаще всего мы
застаем героя в поисках родной души ("На севере диком", "Утес", "В
полдневный жар в долине Дагестана"). Однако он не верит в дружбу
("...друзей клевета ядовитая..."), что же касается любви "Любить... но
кого же? на время не стоит труда,/А вечно любить невозможно".
Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная,
непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и
непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить
биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена.
Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой.
Здесь, подобно Пушкину (от "Брожу ли я вдоль улиц шумных" к "Вновь
я посетил"), Лермонтов от констатации равнодушия природы к
человеку в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" приходит
к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре "Выхожу я один
на дорогу".


 
Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. "Бородино" очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабовгоспод, То же в стихотворении "Валерик" ("Я к вам пишу случайно"). Народ помогает герою обрести родину. Родина одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии "Погасло дневное светило", чувство родины заменяет радость изгнанника ("Желание", "Зачем я не птица, не ворон степной", "Спеша на север издалека"). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях "Бородино" и "Родина", в них родина это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретнобытовым образам. Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта ("Пророк"). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирикообличительный характер: "О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью...". Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум ("Смерть поэта", "Поэт", "Пророк"). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В "Валерике" это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в "Завещании" ("Наедине с тобою, брат") простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян. Разберем с детства знакомый "Парус" (1832). Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении "Парус" представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. "Парус" символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и "в стране далекой" и ищет избавления от одиночества, которое "кинул он в краю родном". Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет "холода тайного", но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие "увы"). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в "краю родном". Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг "тучки небесные" в другом стихотворении. Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в "Тучах" (1840), но умиротворенность герою "Паруса" чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность характерная черта духовного мира людей 30х годов. Об этом говорил Белинский ("Жизнь есть действование, а действование есть борьба") и Герцен ("Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека"). О таком человеке лермонтовский "Парус", его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА (2)
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА (2), Лермонтов