А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художественный анализ раздела «Фаталист» - сочинение


Знакомясь с романом “Герой нашего времени”, мы убедились, что Печорин - человек сильной воли, отважный, который не отворачивается от опасности, а наоборот, идет навстречу бурям и тревогам, чтобы найти себе дело и заполнить необъятную пустоту своего духа хотя бы и деятельностью без определенной цели. Печорина интересует лишь собственное лицо. Он анализирует свои поступки, их мотивы и т.п. И действительно, для Печорина каждое событие в его жизни остается воспоминанием и чаще всего болезненным. “Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной. Всякое напоминание в минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки… Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!”

“Что же? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно”, - говорит Печорин и пророчит свою судьбу. В повести “Бела” он говорит Максиму Максимовичу: “Как только будет можно,., поеду в Америку, в Индию, - авось где-нибудь умру на дорогое…” Из раздела “Максим Максимович” читатели узнают, что Печорин таки отправляется в путешествие: “Еду в Персию - и дальше…” А в предисловии к журналу Печорина автор сообщает: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер”.

Раздел “Фаталист” начинается философским спором, который развернулся между офицерами. Одни утверждали, что “судьба человека написана на небесах”, другие имели сомнение: “…если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны отдавать отчет в наших поступках?” Печорин решительно поддерживал последних: “Утверждаю, что нет предопределения”. Этот спор вызвался решить офицер, известный игрок Вулич. Он взялся проверить, “может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута?” Печорин и Вулич заключают пари.

Действительно, то, что случилось с Вуличем, свидетельствовало, что человек не может распоряжаться своей жизнью, ведь Вулич нажал на курок. И выстрел не прозвучал. А это означает, что жизнь и смерть человека определяются не им. Вулич был убит пьяным казаком в тот самый вечер. И это еще один доказательство существования судьбы. Это первое приключение, когда герой думал не о себе, а о других, рисковал своей жизнью не ради собственной утехи, а ради людей. Т.е. это был гуманный поступок, направленный на благо людей.


 
“После всего этого разве, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?..” Лермонтов, не отбрасывая идеи фатализма, все же утверждает: человек не должен мириться и быть покорным во всем. Он должен бороться с судьбой, избирать свои поступки, свой путь, достойный человека. И самое главное то, что поколение, “героем” которого был Печорин, потеряло способность ощущать “даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбой”. Так, Печорин не вступил в борьбу со своей судьбой. Он подчинился ей. Поэтому и умер на пути из Персии от пустоты собственной жизни. “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения…” Поворачиваемся к нашему проблемному вопросу: Почему М.Лермонтов финальной избрал повесть “Фаталист”? В этой повести автор показывает, что Печорин мог найти свое назначение в гуманистической деятельности, в служении людям. А также Лермонтов ставит философский вопрос: а должен ли человек мириться с судьбой? И дает на него ответ: человек должен действовать, бороться с обстоятельствами и судьбой. Другими словами, именно в “Фаталисте” внимательный читатель мог найти “рецепты” от той “болезни” общества и времени, о которой автор говорит в предисловии к роману. Финал романа был бы пессимистическим - в разделе “Максим Максимович” Печорин отправляется в путешествие, чтобы умереть в дороге. Автор избрал другой конец - оптимистичный. Произведение заканчивается описанием благородного поступка Печорина. Вместо траурного марша в финале звучат приветствия героя: “Офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем!” Возможно, в таком финале Лермонтов воплотил свою мечту и мечту своего поколения о достойной, счастливой, наполненной содержания, освещенной любовью к людям жизни. А возможно, это послание будущим поколением, в том числе и нашему, - жить в ладу с собой, уметь жертвовать собой ради других, не мириться с обстоятельствами, бороться, искать свое назначение и всегда помнить: лишь от нас самих зависит, которой будет наша жизнь и найдем ли мы свое место в ней.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Художественный анализ раздела «Фаталист». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Художественный анализ раздела «Фаталист»
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Художественный анализ раздела «Фаталист», Лермонтов