А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Повесть А Чехова «В овраге» трагизм живых символов - сочинение

Чехов принадлежал к писателям, которые изображали жизни народа будто бы извне, с наблюдением и сочувствием, из позиции гуманиста, которому не равнодушные проблемы простого люда. Этот автор углублялся во внутренний мир представителей разных социальных прослоек: чиновничества, разоренного в капиталистических условиях дворянства, интеллигенции (деградирующей в обывательской западне), обнищавшего крестьянства. Именно жизни крестьянства в условиях развития капитализма посвященна одна из лучших повестей А.Чехова о социальных истоках зла “В овраге” (1990). Это сочинение о смысле человеческой жизни, об испытании его на прочность в беспросветности и безысходности, в страшных реалиях господства собственнической морали над душами людей.

Здесь писатель отталкивается от жизненной конкретики: толчком к написанию становится один из сахалинских случаев (в 1890 году Чехов едет в Сибирь, а со временем на Сахалин - место каторжан), а место действия автор определил “близ Мелихова” (в 1892 году он купил заброшенное имение в селе Мелихово). В центре произведения - семья владельца бакалейной лавки Григория Цибукина. Само сочинение отмечается бытописанием села Уклеево, которое постепенно меняется в новых экономических отношениях: в условиях развития капитализма деформируется мораль, становятся нормой хищнические принципы существования, уничтожаются традиционные устои и естественно здоровый образ жизни:

    * “Вот кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал вот сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайна с ведома пристава и уездного врача, которым владелец платил по десяти рублей в месяц”

Правда, знакомые ситуации и обстоятельства? Как видим, повесть не только актуальная с нашего взгляда, а и с исторического подхода. Для сельских Цибукиных деньги, нажива любой ценой (старый Григорий торгует не только бакалейным товаром, но и хлебом, водкой, скотом) является кумиром, жизненной необходимостью и болезненной страстью. Старший сын Григория Цибукина Анисим служит в полиции (традиционный мотив сращения правоохранительной системы с криминальным миром: так и упоминается бальзаковский Вотрен) и делает фальшивые деньги. Младший Степан через слабое здоровье и глухоту не мог быть надежным помощником отца, зато его жена, красавица Аксинья, которая походила из простого неимущего рода, радовала свекра хищнической хваткой, твердым и жестоким характером.

    * «старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза в него загорались, он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, не смыслил в женской красоте».

Сам Григорий, овдовев, вступил в брак на немолодой девушке Варваре, которая, вопреки господствующей морали в семействе Цибукиних, была доброй и щедрой, жалела бедных, наделяла милостыней нищих, богомольцев. А муж вынужденный был снисходительно мириться с милосердным характером жены, хотя сам ненавидел крестьянскую бедность, вел себя пренебрежительно и кричал гневно:


 
* - Что стал там? Проходы дальше!”. Народ, понимая истоки и причины обогащения Цибукиних, откровенно ненавидел их. Характерно, что даже щедрость добросердечной, на первый взгляд, Варвары есть скорее не от искренней веры, а от фарисейской показухи: главное, чтобы среди людей не было осуждения. Когда в конце концов находят нареченную для старшего с братьев Анисима (ею становится красивая, человечная девушка из бедной крестьянской семьи Липа), молодая жена старика Григория Цибукина на свадьбе пасынка “была довольна, что так много кушаний, и все так богато, - никто не осудит теперь”. О показной религиозности скажет со временем полицейский и фальшивомонетчик Анисим: * “И старшина тоже не верит у бога, и писарь тоже, и дьячок тоже. А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так а то для того, чтобы люди о них худо не говорили, и на тот случай, что, может, и в самом деле страшный суд будет”. То, что люди теряют совесть, Бог в души, Анисим хорошо сознает, даже во время венчания в церкви с Липою что-то на миг просыпается в его души, слезы прозрения и раскаяние мешали смотреть на святые иконы, бремя своих и чужих грехов заставляло молиться и просить прощения. Однако потребность безбедного существования в поглощенному грехом среде побуждала к другому. Со временем Анисима осуждают на каторгу как фальшивомонетчика. История Анисима, бесспорно, была навеянная Чехову сахалинскими впечатлениями: писатель встречался с высланными на каторгу фальшивомонетчиками. Бог проснулся в души Анисима лишь на миг, во время венчания в церкви “и, пока меня венчали, я все думал: есть Бог! А как вышел из церкви - и ничего”. Мирская греховная суета, одержимость наживой побеждают. Следствия плачевные. Анисима посадили в тюрьму за подделку и сбыт денег, а со временем, после суда, выслали на каторгу. Красивая, добрая, по-христиански смиренная Липа остается с маленьким, только что рожденным сыном Никифором в чужой для нее семьи, в среде хищников, где теперь верховодила всем старшая невестка, жена глухого Степана, Аксинья. Эта злопыхательская и ловкая в коммерческих сделках женщина целиком была злым духом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Повесть А Чехова «В овраге» трагизм живых символов. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Повесть А Чехова «В овраге» трагизм живых символов
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Повесть А Чехова «В овраге» трагизм живых символов, Чехов