А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Место и действие комедии «Горя от ума» - сочинение



 «Горе от ума» является великим произведением русского реализма. По определению В. Г. Белинского, это «благороднейшее гуманическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности». По глубине и остроте конфликта, четкости его решения, насыщенности конкретным материалом политической современности, новаторским драматургическим приемам, выпуклости образов и живости языка «Горе от ума» - одно из самых выдающихся произведений русской литературы XIX в.

А. С. Грибоедов избрал в качестве содержания своей комедии борьбу двух общественно-политических лагерей - нового со старым, революционного с реакционным, антикрепостнического с крепостническим,- составлявшую основной смысл эпохи после Отечественной войны 1812 г. Он показал в «Горе от ума» (первоначально пьеса называлась еще резче - «Горе уму») самый процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Грибоедов сумел увидеть передового героя в самой жизни.

В выборе жизненного конфликта и проявился прежде всего реализм Грибоедова. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было характерно для «классиков» и романтиков (в каждом случае по-своему), а в подлинных «формах жизни», перенеся в комедию характерные черты общественных и бытовых явлений. Многочисленные намеки на современность, которыми насыщена комедия, глубоко органичны для нее, они характеризуют ее конкретный, историзм в изображении действительности.

Действие «Горя от ума» имеет четкие хронологические границы. Комментаторами давно выяснено, что, упоминая комитет, который стал требовать, «чтоб грамоте никто не знал и не учился», Чацкий имел в виду реакционный Комитет, созданный правительством в 1817 г.; ланкастерское взаимное обучение, о котором со злобой говорит Хлёстова, стало развиваться в России с 1819 г., и его насаждали в своих полках декабристы; обвинение профессоров Петербургского педагогического института в «расколах и безверьи», как выражается княгиня Тугоуховская, началось в 1821 г.; восклицание Фамусова: «Ах! боже мой! он карбонари!» - отражает толки московских бар о достигшем своего апогея в 1820-1823 гг. революционном движении итальянских патриотов. Все эти события как злободневные вопросы являются предметом горячих обсуждений действующих лиц комедии. «Горе от ума» отразило накаленную атмосферу в дворянском обществе накануне 1825 г. Большинство дворян испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживают злобную ненависть к вольнодумцам. А эти новые вольнодумцы, несмотря на численный перевес противника, бросают гордый вызов их обскурантизму и невежеству.

В «Горе от ума» на первый план выдвинуто столкновение героев на идейной почве. До этого в комедиографии встречались лишь столкновения характеров, вкусов, возрастов, общественных положений. Даже традиционный конфликт двух соперников, добивающихся любви героини, на котором обычно строилась комедийная интрига, здесь несколько видоизменен и подчинен борьбе героев за свое понимание смысла жизни. И недалекий Молчалин, которого Чацкий никак не хочет считать своим соперником, развивает свои понятия о правилах поведения, чинопочитания как некий кодекс общепринятой морали. Чацкий отказывается верить в то, что Софья может любить Молчали-на, так как слишком разные они по интеллектуальному и нравственному развитию.


 
Эту недоверчивость Чацкого А. С. Пушкин считал одной из «прелестных» и «натуральных» черт комедии. Показывая столкновение героев, Грибоедов стоит всецело на стороне Чацкого и заканчивает пьесу его моральной победой над противниками. Соответственно характеру конфликта построен и сюжет произведения. «Горе от ума» - комедия двух параллельных интриг. Но социальная интрига - более широкая, она как бы обрамляет любовную. Сочетание двух интриг на всех ступенях развития сюжета придает значительность и жизненное правдоподобие столкновениям характеров. По мере развертывания действия происходит своеобразная перегруппировка лиц. В дом Фамусова Чацкого привела любовь к Софье. Еще до появления его на сцене о нем сочувственно отзывается Лиза, язвительные замечания Чацкого первоначально не касаются ни одного из присутствующих. Он «слегка перебирает странности» знакомых: отца Софьи - верного члена Английского клуба, ее дядюшки, затем того черномазенького, который, «куда ни сунься: тут, как тут», троих «бульварных лиц, которые с полвека молодятся» и имеют «родных мильон», наконец, «чахоточного» врага книг, «поселившегося» в «ученый комитет». Правда, уже эти легкие характеристики Чацкого вызывают неодобрение Софьи. Она корит его за злой язык. Сначала Софья парирует выпады Чацкого холодной иронией: * Вот вас бы с тетушкою свесть, * Чтоб всех знакомых перечесть. Но Чацкий тотчас же касается и тетушек. Когда же он, еще не догадываясь, что Молчалин - его соперник в любви, сравнил себя с ним: «Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?» - Софья негодует на него. Она в сторону бросает фразу: «Не человек, змея!» С этого момента характер ее отношения к Чацкому для читателя и зрителя вполне определился. Но Чацкий еще не подозревает, какой больной нерв он затронул. Затем шаг за шагом изображаются терзания Чацкого. Обморок Софьи, как ему показалось, открывает все: теперь сомнений быть не может - Софья любит Молчалина. Эта сцена является поворотным моментом в развитии любовной интриги комедии. Если до этого Чацкий, добиваясь взаимности Софьи, ссылался на давнюю его к ней любовь, то теперь он с новым жаром старается объяснить Софье ее страшное заблуждение. Но в ответ он слышит похвалы Молчалину. Более того, последовавший затем разговор Чацкого с Молчалиным, в котором тот высказался до конца, убеждает Чацкого, что Софья на многое в жизни смотрит глазами Молчалина. Отныне для Чацкого блекнет ореол, окружавший Софью. Теперь и на нее обрушивается его сарказм. Она становится в ряды его гонителей и в отместку за себя и за всех первая распространяет слух о его сумасшествии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Место и действие комедии «Горя от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Место и действие комедии «Горя от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Место и действие комедии «Горя от ума», Горе от ума