А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума» - сочинение


А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы.  С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества, а с другой -вложил некоторые комментарии в уста главного ггероя и главного обличителя -Чацкого: Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.  Что же это за Москва, о которой говорит Чацкий? Кто ее основные представители? Это богатые и знатные дворяне. Чем же они кичатся? Главное для них - богатство: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», - говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. Некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она ” «балы дает нельзя богаче». Но классическим  примером нравственного уродства и карьеризма является история о Максиме Петровиче, покойном дяде Фамусова. Этот знаменитый Максим Петрович служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов. Он лишь «отважно жертвовал затылком» и прославлялся тем, что у него часто «гнулась» шея в поклонах. И в результате - «…не то на серебре - на золоте едал». И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом.

Московское высшее общество, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Ярким примером тому является жизненный уклад дома Фамусова. Здесь каждый день собираются гости: ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, бесконечные сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи.  Чацкий еще не появился, а все уже злословят о его неудачах по службе. Мы видим темных, необразованных людей, не читающих ни книг, ни газет. Просвещение для них - это «чума».  Через всю комедию красной нитью проходит тема сватовства, свадьбы. Эта тема возникает в связи со многими персонажами - Чацким, Софьей, супругами Горичами, недавно вступившими в брак, княжной Ласовой, которая «для поддержки ищет мужа», и другими:  Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы.  Скалозуб - выгодный жених, причем генеральский чин делал бы его выгодным женихом даже без состояния.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям бедным они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным: «петрушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». Их назначение известно: «В работу вас! На поселенье вас!»  Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к Родине. Фамусов даже считает, что на всех московских лежит «особый отпечаток». Отчего же тогда они так неестественны, говорят на полурусском языке и носят наряды с «тафтицей, бархатом и дымкой», отчего так унижают своих крепостных? Девицы читают французские книги, поют французские романсы, коверкают русские имена на французский лад.

Представители «фамусовской Москвы» как огня боятся всего нового, передового: «Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас, Боже! Нет!» Свежие идеи Чацкого были 3 тут же названы «завиральными», а сам он объявлен безумцем. Членов «фамусовского общества» объединяет страх перед передовыми людьми. Поэтому появление Чацкого оказалось для них катастрофой.  Чацкий, вобравший в себя «дух отрицанья и сомненья», пытается перенести западные идеи и принципы в условия отечественной действительности. Его не было в Москве около трех лет - за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком. «Нет, недоволен я Москвой!»- восклицает он. Чацкий бичует пороки «офранцуженной» Москвы, страстно ненавидит всех «французиков из Бордо» и проклинает москвичей, которые этих «французиков» принимают.

На протяжении всей пьесы Чацкий клеймит позором Фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова - «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна.»  Все осталось на своих местах. Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений у тех, с кем так ожесточенно спорил. Герой пьесы Грибоедова одинок духовно, но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов. А значит, «фамусовское общество» не напрасно так боится всего нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи - столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями. Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.  Главный представитель «века нынешнего» в комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.

Герою противостоит так называемое «фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель - Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия:

    * Строжайше б запретил я этим господам
    * На выстрел подъезжать к столице,
    * - говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он.

Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что «в чтеньи прок-от невелик», а его «соратник», в «ученый комитет который поселился», с криком требовал присяг, чтоб «грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали «числом поболее, ценою подешевле».  Иностранцы и все иностранное - вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», и естественно, что люди «века минувшего», по выражению Чацкого, разговаривают на языке, являющем собой смешенье языков «французского с нижегородским».  Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова. Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи» предъявляются определенные требования, и не к душевным качествам, не к чертам характера, а к материальному благосостоянию:

    * Будь плохонький, да если наберется
    * Душ тысячки две родовых,
    * Тот и жених.


 
У возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного, безродного и бессловесного секретарь Фамусова, которому «ведь надобно ж зависеть от других», нет шанса: «кто беден», тот Софье «не пара», а вот полковник Скалозуб- «и золотой мешок, и метит в генералы». А Чацкий rio-другому относится к «звездам и чинам». Он «служить бы рад», но прислуживаться ему тошно, он считает, что надо служить «делу, а не лицам». Но в обществе «века минувшего» считается почетным угодничество и низкопоклонство. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не то на серебре; на золоте едал» и имел «сто человек к услугам», но * Когда же надо подслужиться, * И он сгибался вперегиб. А Чацкий не готов мириться с таким подхалимством и противопоставляет «век нынешний» и «век минувший»: * Как тот и славился, чья чаще гнулась шея, * Как не в войне, а в мире брали лбом. * Стучали об пол не жалея!.. * Но между тем, кого охота заберет, * Хоть в раболепстве самом пылком * Теперь, чтобы смешить народ, * Отважно жертвовать затылком. Но «расшитый и красивый» мундир укрывал «слабодушие и рассудка нищету» военных. Ярким примером этому служит полковник Скалозуб, красноречиво рассуждающий лишь о «фрунте и рядах», судящий обо всем «как истинный философ», а о женщине небрежно отзывается: «Мы с нею вместе не служили». В женском обществе царят те же законы, что и в мужском. Темами обсуждения в нем являются наряды, последний «бал и маскарад» и свежие сплетни, «словечка в простоте не скажут, все с ужимкой». Начитавшись сентиментальных французских романов, они в своем воображении создают идеал «мужа-мальчика, мужа-слуги». И в этом, как ни странно, «соратником» Чацкого становится сам Фамусов, восклицающий: * Когда ж избавит нас творец * От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! * Он называет французов «губителями карманов и сердец».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума», Горе от ума