А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Переплетение личной и общественной драмы Чацкого - сочинение

Вообще «Горе от ума» - не комедия в смысле и   значении художественного создания, целого, единого, особого и  замкнутого в себе мира, в котором все выходит из одного   источника - основной идеи, и все туда же возвращается, в котором  поэтому каждое слово необходимо, неизменимо и незаменимо;  в котором все превосходно и ничего нет слабого, лишнего,   ненужного, словом - в котором нет достоинств и недостатков, но  одни достоинства. Художественное произведение есть само себе  цель и вне себя не имеет цели, а автор «Горе от ума» ясно имел  внешнюю цель - осмеять современное общество в злой сатире,  и комедию избрал для этого средством.

Оттого-то и ее   действующие лица так явно и так часто проговариваются против себя,  говоря языком автора, а не своим собственным; оттого-то и  любовь Чацкого так пошла, ибо она нужна не для себя, а для  завязки комедии, как нечто внешнее для нее; оттого-то и сам  Чацкий какой-то образ без лица, призрак, фантом, что-то   небывалое и неестественное. Но как не художественно созданное лицо  комедии, а выражение мыслей и чувств своего автора, хотя и  некстати, странно и дико вмешавшееся в комедию, сам Чацкий  представляется уже с другой точки зрения. У него много   смешных и ложных понятий, но все они выходят из благородного  начала - из бьющего горячим ключом источника жизни. Его  остроумие вытекает из благородного и энергического   негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает  дурным и унижающим человеческое достоинство, - и потому  его остроумие так колко, сильно и выражается не в каламбурах,  а в сарказмах.

И вот почему все бранят Чацкого, понимая   ложность его как поэтического создания, как лица комедии, - и все  наизусть знают его монологи, его речи, обратившиеся в   пословицы, поговорки, применения, эпиграммы, в афоризмы   житейской мудрости. Есть люди, которых расстроенные или от   природы головы слабые не в силах переварить этого противоречия и  которые поэтому или до небес превозносят комедию   Грибоедова, или считают ее годною только для защиты каких-то рож,  подверженных оплеухам. 



 
Выведем окончательный результат из всего сказанного нами о «Горе от ума», как оценку этого произведения. «Горе от ума» не есть комедия, по отсутствию, или, лучше сказать, по ложности своей основной идеи; не есть художественное создание, по отсутствию самоцельности, а следовательно, и объективности, составляющей необходимое условие творчества. «Горе от ума» - сатира, а не комедия: сатира же может быть художественным произведением. И в этом отношении «Горе от ума» находится на неизмеримом, бесконечном расстоянии ниже «Ревизора», как вполне художественного создания, вполне удовлетворяющего высшим требованиям искусства и основным философским законам творчества. Но «Горе от ума» есть в высшей степени поэтическое создание, ряд отдельных картин и самобытных характеров, без отношения к целому, художественно нарисованных кистию широкою, мастерскою, рукою твердою, которая если и дрожала, то не от слабости, а от кипучего, благородного негодования, которым молодая душа еще не в силах была совладеть. В этом отношении «Горе от ума», в его целом, есть какое-то уродливое здание, ничтожное по своему назначению, как, например, сарай, но здание, построенное из драгоценного паросского мрамора, с золотыми украшениями, дивною резьбою, изящными колоннами… И в этом отношении «Горе от ума» стоит на таком же неизмеримом и бесконечном пространстве выше комедий Фонвизина, как и ниже «Ревизора». Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа. В «Горе от ума» он является еще пылким юношею, но обещающим сильное и глубокое мужество, - младенцем, но младенцем, задушающим еще в колыбели огромных змей, младенцем, из которого должен явиться дивный Иракл. Разумный опыт жизни и благодетельная сила лет уравновесила бы волхования кипучей натуры, погас бы ее огонь и исчезло бы его пламя, а осталась бы теплота и свет, взор прояснился бы и возвысился до спокойного и объективного созерцания жизни, в которой все необходимо и все разумно, - и тогда поэт явился бы художником и завещал потомству не лирические порывы своей субъективности, а стройные создания, объективные воспроизведения явлений жизни… Почему Грибоедов не написал ничего после «Горя от ума», хотя публика уже и вправе была ожидать от него созданий зрелых и художественных? - это такой вопрос, решения которого стало бы на огромную статью и который все бы не решился. Может быть, служба, которой он был предан не как-нибудь, не мимоходом, а действительно, вступила в соперничество с поэтическим признанием; а может быть и то, что в душе Грибоедова уже зрели гигантские зародыши новых созданий, которые осуществить не допустила его ранняя смерть. Кто в нем одержал бы победу - дипломат или художник, - это могла решить только жизнь Грибоедова, но не могут решить никакие умозрения, и потому предоставляем решение этого вопроса мастерам и охотникам выдавать пустые гадания фантазии за действительные выводы ума; сами повторим только, что «Горе от ума» есть произведение таланта могучего, драгоценный перл русской литературы, хотя и не представляющее комедию, в художественном значении этого слова, - произведение слабое в целом, но великое своими частностями.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Переплетение личной и общественной драмы Чацкого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Переплетение личной и общественной драмы Чацкого
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Переплетение личной и общественной драмы Чацкого, Горе от ума