А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ стихотворения А А Блока - сочинение

Социально исторический контекст стихотворения сложен и противоречив. Это время начала страшных и трагических перемен в судьбе России, всего народа, которые не могли не отразиться в творчестве Александра Блока. Позже в знаменитой поэме Маяковского «Хорошо», посвященной десятилетию революции, появятся строчки: «…кругом тонула Россия Блока». «Тонуть», то есть исчезать, разрушаться, привычный жизненный уклад начал гораздо раньше, в самом начале века. Поэтому одним из основных лейтмотивов стихотворения становятся гибель, утрата домашнего, интеллигентного, «теплого» жизненного начала, разрушение старой, традиционной культуры.
Стихотворение «Осенняя воля» – одно из центральных, программных стихотворений второго тома. Вообще, творчество Блока циклично, и объединение стихов в циклы и тома является принципиальным для понимания подтекста каждого стихотворения. В первом томе царит культ Вечной Женственности, культ Прекрасной Дамы. Это волнующий и неопределенный образ, Женщина божество, которому поклоняется верный рыцарь:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Второй том по традиции в критике называют «пьяным, мутным». Отказавшись от идеала, Блок обращается к социальным аспектам бытия, которые, впрочем, были уже намечены в I томе («Фабрика»). Через месяц после «Осенней воли» появится знаменитое «Девушка пела в церковном хоре…».
В «Осенней воле» Блок обращается к теме, которая впоследствии станет центральной для его творчества и позволит сформировать новый идеал, – к теме России. Название стихотворения не соотносится с датой его реального написания – июль. Дело в том, что слово осенний значительно изменяет, трансформирует свое языковое значение. Это не просто обозначение времени года, но попытка передать ощущение надвигающейся трагедии, тоски, смерти. Не случайно в стихотворении доминирует желтый цвет, столь не любимый Блоком: «Желтой глины скудные пласты».
Слово воля тоже впрямую не соотносимо со свободой. Это некая вольница: не случайно герой отправляется в путь «никем не званый», это трагическая свобода с элементами анархии.
Композиция стихотворения связана с пространственно временным аспектом образа Руси России. Все художественные средства не только подчинены главной идее, но и служат для создания внутренней динамики, ощущения движения, преодоления пространства.
1 строфа – своеобразное начало пути, на что указывает глагол «выхожу». Беззащитность героя и пустынность пространства переданы при помощи оборота «открытый взорам». В этой строфе возникает один из самых характерных для Блока образов – образ ветра, создающий ощущение трагической предопределенности. Если в первом томе ветер был легким, нежным («Ветер принес издалека…»), то во втором томе (а тем более в третьем) ветер гнет, то есть это огромная, неподвластная человеку сила стихии. Пейзаж тосклив и убог:

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,



 
Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. 2 строфа стихотворения впрямую подводит читателя к теме прощания с «золотым веком» усадебной культуры: появляется тема смерти («кладбища земли»). Возможно, не случайно появление красного цвета – это цвет крови, трагедии, смерти: «красный цвет зареет издали». В 3 строфе намечен образ девушки, который у читателя ассоциируется с образом России. Это уже не прекрасная дама, а призывно машущая узорным, цветным рукавом девушка. Что за веселье пляшет и звенит в этой строфе? Это веселье русского мужика, часто пьяное, не «для радости», а «от тоски». 4 строфа целиком состоит из вопросов: кто позвал в путь? Попытка выяснения цели пути реализована в 5 строфе. Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слышать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака. Читателю становится очевидна точка отправления – тюрьма, неволя, несвобода, трагедия. Итак, герой вышел в путь «никем не званый». Здесь вновь намечено некоторое предчувствие смерти, ибо земля бывает «легка», то есть «пухом» только для покойника. Продолжается тема прощания с «домашней культурой»: «Над печалью нив твоих заплачу, / Твой простор навеки полюблю…» Герой вышел в бескрайние пространства России и готов полюбить этот простор, принять его. Если пространство 1 тома было пространством небесным, голубым, золотым и туманным, то теперь перед нами – реальное пространство – с камнями, глиной, тоской и грехом (Русь пьяная, кабак, в хмелю). В заключительной строфе вновь возникает тема смерти: «умирают, не любя…». Здесь впервые местоимение Я сменяется на МЫ. Почему? Блок уже не только говорит о себе, но обобщает судьбы русской творческой интеллигенции, говорит о русских писателях и поэтах: «свободных, юных, статных». «Приюти ты в далях необъятных!» – это прямое обращение к России, без которой сама жизнь становится невозможной.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения А А Блока. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Анализ стихотворения А А Блока
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Анализ стихотворения А А Блока, Блок