А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Интерпретация стихотворения А Блока "Когда вы стоите на моем - сочинение

Есть у каждого истинного художника свое, выстраданное, заветное, чему он не изменяет на протяжении всего творческого пути. Я думаю, что об этой особенности поэзии А.Блока поразительно точно сказал Н.Гумилев: "Блок просто описывает свою собственную жизнь, которая, на его счастье, так дивно богата внутренне – борьбой, катастрофами и озарениями". На первый взгляд, кажется, все просто и ясно в его стихах. Но за внешней простотой формы таятся глубинные мысли, жизнь духа, высокие идеалы. Это я поняла, познакомившись со стихотворением А.Блока "Когда вы стоите на моем пути…"

Оно было написано 6 февраля 1908 года, вошло в цикл "Фаина", раздел "Заклятие огнем и мраком". Это произведение об одиночестве, о поисках смысла жизни, о любви. А поводом для поэтических размышлений автора послужил конкретный случай: встреча с петербургской гимназисткой Елизаветой Пиленко, ставшей впоследствии поэтессой Л. Ю.Кузьминой-Караваевой, затем – православной монахиней матерью Марией, участницей антифашистского Сопротивления во Франции, погибшей в концлагере Равенсбрюк.

Пятнадцатилетняя девушка пришла к своему кумиру, чтобы узнать, "как справиться с тоской" и "как жить". Позднее Л.Ю. Кузьмина-Караваева. вспоминала : " Мы долго говорим. Он внимателен, почтителен и серьезен, он все понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я не взрослая…" Об этой встрече и рассказывает А.Блок в стихотворении.
Я думаю, что стихотворение можно отнести к интимной лирике, т.к. в нем передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. Но это не только произведение о любви. За автобиографическим контекстом скрывается глубокий смысл. Это стихотворение и о смысле человеческой жизни, о выборе своего собственного пути. При видимом внешнем содержании оно, несомненно, имеет еще один глубинный план. Трагедия героини обретает общечеловеческий смысл.

Лирический сюжет стихотворения таков: пятнадцатилетняя девушка, которая устала от жизни, никого не любит, презирает свою красоту и думает о смерти, приходит за помощью и советом к поэту. Он пытается помочь, сопереживая и разделяя ее страдания.
Произведение имеет завязку, которая отнесена в настоящее. Возникает она через рассказ лирического героя о встрече с героиней. Но неопределенно заканчивается. Концовка отнесена в будущее. Таким образом, здесь органично соединились настоящее (печальное, беспросветное) и будущее ( ожидание радости и любви ) . Я думаю , кульминацией лирического сюжета можно назвать следующие строки :"…я хотел бы, Чтобы вы влюбились в простого человека…". И это не случайно. Ведь именно любовь воскрешает людей, дает им силы жить и творить. Финал стихотворения оптимистичен, звучит жизнеутверждающе. Сердце человека должно быть открыто любви.

Главное действующее лицо миниатюры, конечно, лирический герой – "я", "сочинитель, Человек, называющий все по имени, Отнимающий аромат у живого цветка". Но присутствие лирического адресата ("вы" – "такая живая, такая красивая, но такая измученная") ощущается на протяжении всего стихотворения.

Композиционно произведение делится на три смысловые части. Первая строфа - рассказ о встрече с героиней стихотворения. Вторая и третья строфы удивительно точно воссоздают внутренний мир лирического героя. Заключительный терцет подводит итог монологу лирического героя.

В первой октаве наибольшее внимание уделено героине. Ее портретные черты размыты: "живая", " красивая", "измученная". Но сквозь них явно проступает романтическое восприятие: неудовлетворенность собой, нежелание жить в этом мире. Автор не использует эмоционально-окрашенных эпитетов для описания состояния лирической героини, тем самым он придает образу большую конкретность и индивидуальность.

Хочется отметить одну отличительную черту поэтики А.Блока. В его произведениях гармонично сочетается смысл и звучание. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью, создающей ощущение утонченности, возвышенности образа. Мы как будто слышим шелест ее шелкового платья. Этому способствуют ассонансы на "А" : "Ко (А)гда вы сто(А)те нА мо(А)ем пути, ТакАя живАя(А), тАкАя(А) измученнАя(А)… и аллитерации :"И преЗираете Свою краСоту- Что Же? РаЗве я обиЖу ваС?"

Драматический пафос задан уже в первой строфе-октаве и приобретает трагическое звучание:
… такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту…

Важную роль играют здесь слова "измученная", "говорите", "о печальном", "думаете", "о смерти", "не любите", "презираете", причем благодаря не только своему лексическому значению, но и грамматической форме. И глаголы (все они несовершенного вида и употреблены в настоящем времени), и причастие передают состояние, как имеющее место сейчас, что еще более усиливает драматизм изображаемого переживания, придает произведению жизненность и правдивость. Создается впечатление, что все происходит на наших глазах. Молодая и красивая девушка с измученным и печальным взглядом стоит перед поэтом. Она откровенно, не стесняясь, открывает перед ним свою душу, свои чувства, мысли. Наверное, это последняя надежда на спасение. Как поступит он, выслушает, поймет ли? Мы становимся свидетелями трагедии девушки, только начинающей жить и уже уставшей от этой жизни.





 
Гипербола("все" в значении "все время", "постоянно"), градация ("стоите", "говорите", "думаете", "не любите", "презираете"), двойное отрицание ("никого не любите"), повторы ("такая живая", "такая красивая", "такая измученная") и антитеза (живая, красивая, но измученная) выполняют ту же смысловую роль расширения временных границ переживаемого душевного состояния, что придает ему глубину и значительность. Напряженная эмоциональность первой строфы создается, я думаю, и при помощи синтаксиса. Сложное предложение, в котором несколько рядов однородных членов ("такая живая, такая красивая, но такая измученная"; "говорите", "думаете", "не любите", "презираете"), завершается риторическими вопросами. Автор не случайно использует и смысловое тире в первой октаве. Оно означает паузу, молчание. Лирическому герою нужно время, чтобы понять услышанное. Все это придает стихотворению особую выразительность и повышенную взволнованность. Казалось бы, первая строфа посвящена героине. Но это не совсем так. Уже в самом начале произведения ясно и четко вырисовывается образ лирического героя. Это внимательный, тактичный человек, умеющий понимать, сочувствовать, сопереживать. Он точно и верно подмечает живость и красоту героини, печаль в глазах. Ему небезразлична ее судьба. Об этом свидетельствует переход ко второй строфе – это внезапный, резкий эмоциональный всплеск: "О, нет!" Вторая композиционная часть посвящена лирическому герою, в котором явно узнается сам автор. Он тоже поэт, "сочинитель", человек, который много знает, много думает и слишком занят собой, умеет критически относиться к своим достоинствам и недостаткам. Показательно, что в начало второй октавы вынесено восклицательное предложение ("О,нет!"), отделенное паузой от последующего текста, оно определяет эмоциональную тональность всей строфы. Автор сразу дает понять героине, что он хотя и сочинитель, но, прежде всего человек. Не случайно именно это слово он ставит в начало строки. Герой, как и героиня, живет на "горестной земле", и неудовлетворенность терзает и его. Интересен, на мой взгляд, перифраз. Сочинитель для Блока - это человек, называющий все по имени, отнимающий аромат у живого цветка. Автор намеренно снижает образ поэта, приземляет его Первая и вторая строфы образуют кольцо, мысли и поступки героев даны здесь в сиюминутном настоящем. Третья строфа-нона - это не наставление, не поучение, а своеобразный совет, пожелание, человека, который испытал то же самое и нашел выход из жизненного тупика. Мы понимаем, что лирического героя волнует внутренний мир героини, ее настроение, ее заветные думы. Также мы видим тактичность, внимательность, душевную щедрость лирического героя. Здесь обозначено жизненное кредо А. Блока: спасение только в любви, причем любви земной, обычной, простого человека, который любит землю и небо. Прием антитезы ( земля и небо) лучше помогает понять мысль автора , его совет героине жить реальной настоящей жизнью. Завершает миниатюру терцет, в котором выражена, на мой взгляд, главная мысль, идея стихотворения: "…только влюбленный имеет право на звание человека". Стихотворение "Когда вы стоите на моем пути…" , мне кажется, – это разговор не только с лирической героиней, но и самим собой, выяснение важных для собственной душевной биографии проблем и вопросов. Размышляя, лирический герой приходит к новым для себя открытиям. Итог – истина, афоризм, завершающий стихотворение. Поэтический язык стихотворения лаконичен, лишен вычурности и сложной символики. Это так называемый "говорной стих", ориентированный на разговорную речь. Произведение звучит неторопливо, мелодично. Мне кажется, это происходит потому, что в основе ритмической структуры миниатюры – белый стих , а написано оно дольником, который хорошо передает взволнованность лирического героя. . И хотя о своих переживаниях лирический герой говорит просто, это не упрощает состояние его души. Наоборот, в отсутствии тропов заключается особая образность. Этому способствует использование слов с конкретным лексическим значением, что особенно заметно на примере имен существительных (путь, смерть, насильник, обманщик, гордец, детство, человек, цветок, начало, конец, земля, небо…) Тем самым создается впечатление реальности происходящего. А.Блок использует в своей миниатюре только сложные предложения, применяет синтаксический параллелизм (Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах."). Таким образом, и синтаксис подчеркивает глубину и неисчерпаемость мыслей и раздумий поэта. Данное произведение помогло мне понять простую истину. Жизнь каждого человека представляет собой долгий путь, сотканный из радостей и неудач, взлетов и падений. И очень хорошо, когда на твоем пути встречается взрослый, умный человек, способный понять твои проблемы. Соответствует моему сегодняшнему мироощущению интересная и гармоничная философия жизни А.Блока. Он верит в человека, в его духовную силу, способность преодолеть все и открыть воскресшую душу любви. Автор: Макарова Татьяна, ученица 11 б класса





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Интерпретация стихотворения А Блока "Когда вы стоите на моем. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Интерпретация стихотворения А Блока "Когда вы стоите на моем
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Интерпретация стихотворения А Блока "Когда вы стоите на моем, Блок