А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Описание дороги в поэтики Пушкина - сочинение

Интересно проследить возникновение и вариации темы дороги в творчестве А. С. Пушкина. Для Пушкина «южного» периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема добровольного бегства. Традиционными для романтической поэзии причинами этого бегства были неудовлетворенность героя его отношениями с обществом или неразделенная любовь:

    * Людей и свет изведал он
    * И знал неверной жизни цену…
    * («Кавказский пленник», 1820) .
    * .Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    * Минутной младости минутные  друзья…
    * («Погасло дневное светило…», 1820)
    * Лежала в сердце, как свинец,
    * Тоска любви без упованья.
    * («Кавказский пленник»)

Романтический   герой   оставляет   родные края и отправляется странствовать:

    * Покинул он родной предел
    * И в край далекий полетел
    * С веселым призраком свободы…
    * Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    * По грозной прихоти обманчивых морей,
    * Но только не к брегам печальным
    * Туманной родины моей.

Романтический герой - вечный скиталец, вся его жизнь - дороги, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с мотивом дороги связана очень тесно. Не случайно поэму «Цыганы» Пушкин начал с описания кочевого цыганского быта:

    * Цыганы шумною толпой
    * По Бессарабии кочуют.
    * Они сегодня над рекой
    * В шатрах изодранных ночуют.

 Если  же  в  романтическом  произведении появлялась тема тюрьмы и узника, то она всегда связывалась с мотивом побега, со стремлением к свободе:

    * Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    * Туда, где за тучей белеет гора,
    * Туда, где синеют морские края,
    * Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
    * («Узник», 1822)

Упоминание ветра здесь не случайно:  в романтической литературе он стал устойчивым символом  свободы.   Со  стремлением к свободе мотив ветра прямо связан в стихотворении   «Кто,   волны,   вас   остановил…» (1823):

    * Взыграйте, ветры, взройте воды,
    * Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза - символ свободы? Промчись поверх невольных вод. Однако здесь мотив ветра получает новый по сравнению с «Узником» смысл. В 1823 году был разгромлен кишиневский кружок декабристов, с участниками которого Пушкин был знаком лично. Первую строфу стихотворения можно прочитать как отклик на это событие:

Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? «Символом свободы» назван не просто ветер, как в «Узнике», а именно гроза. Наряду с темой дороги Пушкин много раз возвращается к теме вольного  ветра и разрушительной бури:

    * Вещали книжники, тревожились цари,
    * Толпа пред ними волновалась,
    * Разоблаченные  пустели  алтари,
    * Свободы буря подымалась
    * . И вдруг нагрянула…



 
* Упали в прах и в кровь, * Разбились ветхие скрижали… Здесь буря олицетворяет Французскую революцию, которая, уничтожив старые законы («разбились ветхие скрижали»), должна была принести Франции свободу. Однако в поэзии Пушкина мотив бури включался и в другой контекст. Так, например, мотив этот появляется в стихотворении «Зимний вечер» (1825). Здесь буря, стихия противопоставлена маленькому замкнутому пространству, «ветхой лачужке». На антитезе дом - буря, в сущности, строится все стихотворение: * Буря мглою небо кроет, * Вихри снежные крутя; * То, как зверь, она завоет, * То заплачет, как дитя… * Выпьем, добрая подружка * Бедной юности моей, * Выпьем с горя; где же кружка? * Сердцу будет веселей. На аналогичной антитезе дом - дорога построено стихотворение «Зимняя дорога» (1826). Мотив дороги здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют. Если в романтической поэме мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу - полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому. Отход от романтической традиции в разработке мотива дороги проявился в романе «Евгений Онегин». Отчетливо стали заметны различия между путешествиями в романтических поэмах и в «Евгении Онегине». В отличие от поэмы, в романе описание дороги лишено лирических отступлений и сдержанно по тону (за исключением «одесских» строф). Онегин проезжает исторические места, оказывается в Нижнем Новгороде. И что он видит? Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Контраст между героическим прошлым города и его настоящим подчеркивается эпитетами «поддельны», «бракованные» и сочетаниями слов’ «горсть услужливых костей», «прошлогодни моды »… Такое же противопоставление проводилось в черновом варианте и в «московской» строфе: Москва Онегина встречает * Своей спесивой суетой, * Своими девами прельщает, * Стерляжъей потчует ухой. Таким образом, путешествие в романе получает новое по сравнению с «южными» поэмами значение. Но мотив дороги в «Евгении Онегине» это не только путешествие Онегина, но и путешествие Лариных из деревни в Москву. Здесь Пушкин использует подчеркнуто «низменную» лексику, недопустимую в романтической поэме: * Мелькают мимо будки, бабы, * Мальчишки, лавки, фонари, * Дворцы, сады, монастыри, * Бухарцы, сани, огороды.. Философское значение тема дороги получает и в «Бесах» (1830). В этом стихотворении она связывается с мотивом вьюги, который тоже имеет символический смысл. Путника застает в «чистом поле» метель. Сбившись с дороги, путник полностью оказывается во власти темных, враждебных сил: * «Эй, пошел, ямщик!..» «Нет мочи: * Коням, барин, тяжело; * Вьюга мне слипает очи; * Все дороги занесло; * Хоть убей, следа не видно; * Сбились мы. Что делать нам! * В поле бес нас водит, видно, * Да кружит по сторонам». Человек оказывается беспомощным перед стихией, он не может справиться с этой жестокой силой: * Сил нам нет кружиться доле; * Колокольчик вдруг умолк; * Кони стали… Мотивы дороги и ветра включались Пушкиным в самые разные по тематике произведения и приобретали все новые символические значения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Описание дороги в поэтики Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Описание дороги в поэтики Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Описание дороги в поэтики Пушкина, Пушкин