А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Реалистическое описание трагизма повседневности в поэзии - сочинение

«Народный» путь Некрасова начался с общения с простыми людьми. «Что ни человек то мучения, что ни судьба то трагедия», - с горечью заметит он. Вовсе неудивительно, что его ранняя лирика посвящена судьбам отдельных людей, а стихи превращаются в небольшие монологи, новеллы в стихотворной форме. Одно из самых известных стихотворений этой области некрасовского творчества – «В дороге», в котором ямщик жалуется на свою жизнь. Действительно, история его печальна. Его жена – крестьянка, выросшая в барском доме и сама ставшая «полубарыней». Она не уживается с мужиком. Аналогична ситуация в стихотворении «Огородник». Оно рассказывает о судьбе крестьянина, полюбившего барскую дочь. За это его отдают в рекруты, а любовь, конечно, невозможна. Несмотря на частность судеб этих людей, стихотворения поднимают и более глубокие социальные проблемы, точнее – проблему социального неравенства.

Самая трагичная история, ставшая кульминацией народных страданий по Некрасову – «Гробок».

Рассказ действительно шокирует: солдат, рыдая, идёт хоронить своего сына, которому он желал смерти, так как уже содержал многодетную семью и ещё один ребёнок был воспринят, как катастрофа. Читатель, прочитав это стихотворение, несколько секунд или даже минут будет пребывать в состоянии шока, словно он пережил трагедию вместе с несчастным солдатом и принял на себя часть его горя. Об этой уникальной особенности стихотворений Некрасова говорил Тургенев: «Стихи Некрасова жгут руки». Некрасову, однако, удалось усилить эмоциональное воздействие тех стихов, которые рассказывали он женских судьбах – просто подобные стихотворения были написаны в форме женского плача. Каждая история женского несчастья – трагедия в квадрате. Например, одно из стихотворений рассказывает о судьбе матери, сын которой вернулся с войны калекой и доживает свои дни в родительском доме. Другое стихотворение – «Тройка». В нём звучит тема загубленной юности. Мечты героини восходят к большой любви, и она имеет на неё право. В финале звучит авторское пророчество – Некрасов прочит девушке судьбу крестьянки со строгим мужем, на которой будет тяжким грузом висеть непосильный труд и суровый быт. Мечты же её неосуществимы.

Тем не менее Некрасов отдаёт должное русской женщине, воспевая её величественность, невероятную стойкость, удивительную способность любить и другие качества истинно широкой души. Отвлекаясь от собственно лирических произведений, нельзя не вспомнить знаменитые слова о «женщинах в русских селеньях»: «Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдёт». Образ крестьянки Дарьи в поэме «Мороз, красный нос» навевает автору такие мысли.

Логично продолжают цепочку рассуждений стихотворения, посвящённые крестьянским детям. Первое из них, которое так и называется («Крестьянские дети»), является личными впечатлениями от общения автора с крестьянскими детьми. Стихотворение пронизано атмосферой радости детства, детского неистребимого счастья. Но детство как таковое может быть потеряно для крестьянского ребёнка, если он раньше времени включается в непосильный труд крестьянства. О такой трагичной ситуации рассказывает стихотворение под недвусмысленным названием «Плач детей». При этом в нём есть перекличка с «Тройкой» - детство и юность для героев рассматриваемого стихотворения потеряны, а душа опустошена.

Единственная эмоция, которая может возникнуть у человека, увидевшего своими глазами страшные картины крестьянского бытия – протест. Хочется наказать виновных в таком бедственном положении крестьянства. Отношения народа и власти, которая и распоряжается судьбами простых людей, показаны в стихотворении «Забытая деревня». Лейтмотив его можно выразить цитатой – «вот приедет барин». Между крестьянами возникают споры и конфликтные ситуации, и единственная надежда на их разрешение они возлагают на барина. Однако на самом деле ему нет никакого дела до своих крестьян. В финале их ждёт разочарование – старый барин умер, а его сын, похоронив отца, уезжает обратно, не разрешив споры.




 
Основа сюжета другого подобного стихотворения – «Размышлений у парадного подъезда» - явление ходоков к дверям власти, то есть к парадному подъезду. Они уверены, что найдут у государства помощь и поддержку, что оно установит истину и справедливость. Но на деле их ожидает та же чучасть, что и жителей «забытой деревни» - их не пропускает швейцар, то есть даже порог не был переступлен ими. В этом случае ситуация даже трагичнее – о произволе помещиков было известно давно, но крестьяне верили в «доброго царя» и пришли к нему, пройдя огромное расстояние, о чём красноречиво говорит то, что у них «кровь на шее и кровь на ногах». Звучит тема униженности народа, его забитости. «Владельцу роскошных полей», скрывающемуся где-то в недрах этого дома, нет никакого дела до тягот простых мужиков. Этот ленивый, бюрократичный паразит является сатирическим героем, причём последнее слово Некрасов намеренно берёт в кавычки. Финал же представляет размышление о судьбах народа. «Жив ли он или духовно навеки почил?» - вопрошает Некрасов. Своеобразным ответом его себе самому является стихотворение «Железная дорога», которое стало одним из известнейших. Сюжет стихотворения укладывается в маленький эпиграф – на вопрос мальчика, обращённый к папаше-генералу о том, кто строил железную дорогу из Москвы в Петербург, последний отвечает, что строил её граф Клейнмихель. Само стихотворение представляет собой реакцию негодования лирического героя на такой ответ. Он решил открыть Ване глаза на правду, явив ему картины строителей дороги: «Труд этот, Ваня, был страгно громаден, / Не по плечу одному». В воображении ребёнка предстают мистические картины: мертвецы бегут за поездом. Среди всей этой массы выделяются отдельные фигуры, например, белорус, долбящий лопатой мёрзлую землю. Всё это воздействует на душу ребёнка сильнейшим образом, недаром он говорит: «Видел, папаша, я сон удивительный». Однако отцу вовсе не нравится позиция лирического героя, и монолог последнего перерастает в полемику о России и пути её прогресса. Возникает вопрос: почему герой решил рассказать правду именно мальчику, а спора с его папашей всячески избегал («я говорю не для вас, а для Вани»)? Дело в том, что автор взывает к молодому поколению, незамутнённому догмами и непривыкшему к крепостничеству, призывая задуматься о судьбах простых людей. Это объясняет и посвящение стихотворения детям. Вскоре проводится реформа крепостного права. Некрасов пишет свою «Элегию», в которой он радостно заявляет: «Я видел красный день: в России нет раба». Но вслед за этим автор задаётся вопросом: стал ли народ счастливее от собственного освобождения? Некрасов отвечает на этот вопрос отрицательно. Он вновь обращается к молодому поколению с призывом задуматься над страданиями простого человека. Итак, Некрасов очень много говорил о народе, хотя лейтмотивом его стихов, осью, на которую большинство из них было нанизано, были страдания народа. Размышляя над этим, поэт задумывается и о собственной миссии в этом мире и роли интеллигенции в обществе. Он приходит к выводу, что должен «сеять разумное, доброе, вечное». Некрасов считал, что именно ему и интеллигенции отведена такая важная роль, как воздействие на чувства людей и напоминание о необходимости духовного единения народа в годы испытаний.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Реалистическое описание трагизма повседневности в поэзии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Реалистическое описание трагизма повседневности в поэзии
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Реалистическое описание трагизма повседневности в поэзии, Другие сочинения по современной литературе